Программы разработаны на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (УМК):
- Программа разработана на основе авторской программы: В. П. Кузовлев,Н. М. Лапа, Э. Ш. Перегудова и др. «Английский язык». Программы общеобразовательных учреждений 10 классы.М: «Просвещение».
- Учебник, автор: УМК «Английский язык 10» под редакцией В.П. Кузовлева и др.
- Издательство, год издания: М.: Просвещение, 2021.
- 10 класс — 3 часа в неделю, 105 часов в год
ЦЕЛИ:
Основная цель обучения английскому языку – формирование иноязычной компетенции, т.е. способности и реальной готовности обучающихся осуществлять иноязычное общение и добиваться взаимопонимания с носителями языка, а также развитие и воспитание
средствами учебного предмета.
ЗАДАЧИ:
Задачи обучения английскому языку в рамках данного курса направлены на:
дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих:
речевой компетенции – развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (аудировании, чтении, письме, говорении) с
учетом региональных особенностей актов коммуникации, умение планировать своё речевое и неречевое поведение
языковой компетенции – овладение новыми языковыми средствами в соответствии с отобранными темами и сферами общения, увеличение объёма лексических единиц, развитие навыков оперирования языковыми единицами в
коммуникативных целях
социокультурной компетенции – увеличение объёма знаний о социокультурной специфике стран изучаемого языка, расширение коммуникативного опыта за счет включения регионально обусловленных ситуаций общения, формирование умения представлять свой регион, город, их культуру; формирование
умений выделять общее и специфическое в культуре стран изучаемого языка
и своей страны, своего региона
компенсаторной компетенции – дальнейшее развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче
иноязычной информации
учебно-познавательной компетенции – развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению иностранным языком, удовлетворять с его помощью познавательные
интересы в других областях;
Новизна данной программы состоит во включении материала регионального компонента.
В соответствии с учебным планом гимназии на изучение английского языка в 10 классе
отводится 105 часов. Рабочая программа предусматривает изучение английского языка в
объёме 3 часов в неделю в течение одного учебного года на базовом уровне.
Программы обеспечивают достижение выпускниками основной школы определённых личностных, метапредметных и предметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У выпускника средней школы будут достигнуты определённые
личностные результаты освоения учебного предмета «Иностранный язык»:
• формирование мотивации изучения иностранных языков и
стремление к самосовершенствованию в образовательной области
«Иностранный язык»;
• осознание возможностей самореализации средствами ИЯ;
• стремление к совершенствованию собственной речевой культуры
в целом;
• формирование коммуникативной компетенции в межкультурной
и межэтнической коммуникации.
Овладение ИЯ на ступени среднего (полного) общего образования
внесет свой вклад в следующие личностные результаты:
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к
своему здоровью, к познанию себя:
– ориентация обучающихся на реализацию позитивных жизненных
перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность
личностному самоопределению, способность ставить цели и строить
жизненные планы;
– готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного
достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать
собственную позицию по отношению к общественно-политическим
событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления
истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
– готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и
идеалами гражданского общества, потребности в физическом
самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью;
– принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа
жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному
физическому и психологическому здоровью;
– неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя,
наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России
как к Родине (Отечеству):
– российская идентичность, способность к осознанию российской
идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историкокультурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм,
готовность к служению Отечеству, его защите;
– уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной,
гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважение государственных символов
(герб, флаг, гимн);
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к
закону, государству и к гражданскому обществу:
– гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного
члена российского общества, осознающего свои конституционные права и
обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего
традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
– мировоззрение, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания, осознание своего места в
поликультурном мире, интериоризация ценностей демократии и социальной
солидарности, готовность к договорному регулирования отношений в группе
или социальной организации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с
окружающими людьми:
– нравственное сознание и поведение на основе усвоения
общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в
поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими
людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения;
– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми
младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к
окружающему миру, к живой природе, художественной культуре:
– готовность и способность к образованию, в том числе
самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к
непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и
общественной деятельности;
– экологическая культура, бережное отношения к родной земле,
природным богатствам России и мира, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды,
ответственности за состояние природных ресурсов, умения и навыки
разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям,
приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной
деятельности;
– эстетическое отношение к миру, готовность к эстетическому
обустройству собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье
и родителям, в том числе подготовка личности к семейной жизни:
– ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к труду,
в сфере социально-экономических отношений:
– осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации
собственных жизненных планов.
Личностные результаты в сфере отношений физического,
психологического, социального и академического благополучия
обучающихся:
– физическое, эмоционально-психологическое, социальное
благополучие обучающихся в жизни образовательной организации,
ощущение детьми безопасности и психологического комфорта,
информационной безопасности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение ИЯ на ступени среднего (полного) общего образования
внесет свой вклад в развитие универсальных учебных действий (УУД) и
специальных учебных умений (СУУ).
Универсальные учебные действия:
Регулятивные
– самостоятельно определять цели, ставить и формулировать
собственные задачи в деятельности и составлять план деятельности;
– выбирать успешные стратегии/пути достижения поставленной цели в
различных ситуациях;
– организовывать эффективный поиск ресурсов и использовать все
возможные средства для достижения поставленных целей и реализации
планов деятельности;
– осуществлять самонаблюдение, самоконтроль, самооценку в процессе
коммуникативной деятельности на иностранном языке; задавать параметры и
критерии, по которым можно определить, что цель достигнута, и
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее
целью;
– рационально планировать свой учебный труд;
– владеть навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и
средств их достижения.
Познавательные
– работать с информацией: осуществлять развёрнутый
информационный поиск, выделять и обобщать нужную информацию,
используя разные источники информации;
– критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую
из различных источников, в том числе Интернета; приводить критические
аргументы как в отношении собственного суждения, так и в отношении
действий и суждений другого;
– ориентироваться в иноязычном письменном и аудиотексте;
– прогнозировать содержание текста/аудиотекста по заголовку/по
ключевым словам и иллюстрациям;
– извлекать информацию на разных уровнях понимания (основную,
выборочную/запрашиваемую, полную и точную информацию) в соответствии
с поставленной коммуникативной задачей;
– выделять основную мысль;
– определять тему, выделять главные факты, опуская второстепенные;
– определять значение незнакомых слов по знакомым
словообразовательным элементам, по аналогии с родным языком, наличию
смысловых связей в контексте (синонимам, антонимам), иллюстративной
наглядности;
– выбирать значение многозначного слова, подходящее по контексту;
– использовать выборочный перевод;
– использовать справочный материал (англо-русский словарь,
грамматический и лингвострановедческий справочники);
– интерпретировать языковые средства, отражающие особенности иной
культуры;
– осуществлять логические действия анализа, синтеза, сравнения,
обобщения, классификации;
– устанавливать аналогии и находить причинно-следственные связи;
– устанавливать логическую последовательность основных фактов;
– использовать знаково-символические средства представления
информации для решения учебных и практических задач;
– работать над проектом: выбрать тему исследования, составить план
работы;
– использовать различные виды опор (речевой образец, ключевые
слова, план и др.) для построения собственных высказываний;
– фиксировать содержание сообщений;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию.
Коммуникативные-
– планировать своё речевое (и неречевое) поведение (монологическое
высказывание, письменное высказывание, личное письмо, диалогическое
высказывание),
– продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности;
– владеть языковыми средствами: умение ясно, логично и точно
излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.
– взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные
роли;
– работать в группе, в паре;
– понимать способы разрешения конфликтных ситуаций;
– представлять публично результаты индивидуальной и групповой
деятельности, как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией.
Специальные учебные умения:
• читать на АЯ с целью поиска конкретной информации;
• читать на АЯ с целью детального понимания содержания;
• читать на АЯ с целью понимания основного содержания;
• понимать английскую речь на слух с целью полного понимания
содержания;
• понимать общее содержание воспринимаемой на слух информации
на АЯ;
• понимать английскую речь на слух с целью извлечения конкретной
информации;
• работать с лексическими таблицами;
• понимать отношения между словами и предложениями внутри
текста;
• работать с функциональными опорами при овладении
диалогической речью;
• кратко излагать содержание прочитанного или услышанного
текста;
• догадываться о значении новых слов по словообразовательным
элементам, контексту;
• иллюстрировать речь примерами, сопоставлять и
противопоставлять факты;
• использовать речевые средства для объяснения причины,
результата действия;
• использовать речевые средства для аргументации своей точки
зрения;
• организовывать работу по выполнению и защите творческого
проекта;
• работать с англо-русским словарём: находить значение
многозначных слов, фразовых глаголов;
• пользоваться лингвострановедческим справочником;
• переводить с русского языка на английский;
• использовать различные способы запоминания слов на ИЯ;
• выполнять тесты в форматах “multiple choice”, “true/false/unstated”,
“matching”, “filling in” и др.
Компенсаторные умения
Выпускник научится:
• выходить из положения при дефиците языковых средств:
использовать переспрос при говорении.
Выпускникполучит возможность научиться:
• использовать перифраз, синонимические и антонимические средства
при говорении;
• пользоваться языковой и контекстуальной догадкой при
аудировании и чтении.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
При обучении ИЯ на ступени среднего (полного) общего образования
будут достигнуты следующие результаты:
Коммуникативные умения
Говорение, диалогическая речь
Выпускник на базовом уровне научится:
– вести диалог в ситуациях официального и неофициального общения в
рамках изученной тематики и усвоенного лексико-грамматического
материала;
– начинать, поддерживать и заканчивать разговор на темы, включённые
в раздел «Предметное содержание речи»;
– выражать и аргументировать свою точку зрения;
– использовать оценочные суждения и эмоционально-оценочные
средства;
– запрашивать и обмениваться информацией;
– обращаться за разъяснениями, уточнять необходимую информацию.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– использовать изученный лексико-грамматический материал в новых
ситуациях общения;
– кратко комментировать точку зрения другого человека;
– проводить подготовленное интервью, проверяя и получая
подтверждение какой-либо информации;
– обмениваться, проверять и подтверждать собранную фактическую
информацию.
Говорение, монологическая речь
Выпускник на базовом уровне научится:
– строить простые связные высказывания с использованием основных
коммуникативных типов речи (описание, повествование, рассуждение,
характеристика) в рамках тем, включённых в раздел «Предметное
содержание речи»;
– передавать основное содержание прочитанного/
увиденного/услышанного;
– кратко высказываться с опорой на нелинейный текст (таблицы,
графики);
– строить высказывание на основе изображения с опорой или без опоры
на ключевые слова/план/вопросы.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– резюмировать прослушанный/прочитанный текст;
– обобщать информацию на основе прочитанного/прослушанного
текста;
– сравнивать и противопоставлять друг другу альтернативы.
Аудирование
Выпускник на базовом уровне научится:
– понимать основное содержание несложных аутентичных аудио- и
видеотекстов различных жанров монологического и диалогического
характера с чётким, нормативным произношением в рамках изученной
тематики;
– выборочно понимать детали несложных аутентичных аудио- и
видеотекстов различных жанров монологического и диалогического
характера, характеризующихся чётким, нормативным произношением, в
рамках изученной тематики.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– понимать простую техническую информацию;
– понимать лекцию или беседу при условии, что выступление имеет
простую и чёткую структуру;
– в общих чертах следить за основными моментами дискуссии, при
условии, что все произносится на литературном языке.
Чтение
Выпускник на базовом уровне научится:
– читать и понимать простые аутентичные тексты различных стилей,
используя основные виды чтения: ознакомительное (с целью понимания
основного содержания), изучающее (с целью полного понимания
содержания) и поисковое/просмотровое (с целью извлечения конкретной
информации) в зависимости от коммуникативной задачи;
– отделять в простых аутентичных текстах различных стилей главную
информацию от второстепенной, выявлять наиболее значимые факты,
определять своё отношение к прочитанному.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– читать и понимать простые аутентичные тексты различных
стилей и отвечать на ряд уточняющих вопросов.
Письмо
Выпускник на базовом уровне научится:
– писать простые связные тексты по изученной тематике;
– заполнять анкету, формуляр (сообщать о себе основные сведения
в форме, принятой в стране/странах изучаемого языка);
– писать личное письмо (личное электронное письмо), оформляя
его в соответствии с нормами, принятыми в странах изучаемого языка;
– описывать явления, события, излагать факты, выражая свои
суждения и чувства;
– излагать собственную точку зрения в рамках тематики старшей
школы в форме рассуждения, приводя аргументы и примеры;
– правильно организовывать текст (логично распределять
информацию внутри абзацев);
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– писать краткий отзыв на фильм, книгу или пьесу;
– делать записи во время прослушивания аудиотекста (в рамках
изученной тематики);
– письменно выражать собственное мнение/суждение по поводу
фактических событий/явлений (в рамках изученной тематики).
Языковые навыки
Орфография, пунктуация
Выпускник на базовом уровне научится:
– соблюдать основные правила орфографии при написании
лексических единиц в рамках тематики старшей школы;
– соблюдать основные правила пунктуации (расставлять в тексте
знаки препинания в соответствии с нормами языка);
– оформлять письменные работы в соответствии с правилами
орфографии и пунктуации.
Фонетическая сторона речи
Выпускник на базовом уровне научится:
– чётко и естественно произносить слова английского языка;
– правильно использовать эмфатическую интонацию для
выражения чувств и эмоции.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– произносить звуки английского языка без ярко выраженного
акцента.
Лексическая сторона речи
Выпускник на базовом уровне научится:
– распознавать и употреблять лексические единицы в рамках тем,
включённых в раздел «Предметное содержание речи»;
– определять принадлежность слов к частям речи по аффиксам;
– распознавать и употреблять в речи наиболее распространённые
фразовые глаголы;
– догадываться на основе сходства с родным языком, по
словообразовательным элементам и по контексту о значении отдельных слов;
– распознавать и употреблять в речи различные средства связи в
тексте для обеспечения его целостности (firstly, to begin with, however, as for
me, finally, at last, etc.).
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– узнавать и употреблять в письменном и звучащем тексте
изученные лексические единицы, обслуживающие ситуации общения в рамках
тем, включённых в раздел «Предметное содержание речи»;
– использовать широкий спектр фразовых глаголов в рамках тем,
включённых в раздел «Предметное содержание речи», уместно употребляя
их в соответствии со стилем речи;
– узнавать и использовать в речи устойчивые выражения и фразы
(collocations).
Грамматическая сторона речи
Выпускник на базовом уровне научится:
– оперировать в процессе устного и письменного общения основными
синтактическими конструкциями в соответствии с коммуникативной задачей;
– употреблять в речи различные коммуникативные типы предложений:
утвердительные, вопросительные (общий, специальный, альтернативный,
разделительный вопросы), отрицательные, побудительные (в утвердительной
и отрицательной формах);
– употреблять в речи распространённые и нераспространённые простые
предложения, в том числе с несколькими обстоятельствами, следующими в
определённом порядке (We moved to a new house last year.);
– употреблять в речи сложноподчинённые предложения с союзами и
союзными словами what, when, why, which, that, who, if, because, that’s why,
than, so, for, since, so that, unless;
– употреблять в речи сложносочинённые предложения с
сочинительными союзами and, but, or;
– употреблять в речи условные предложения реального (Conditional I –
If I see Jim, I’ll invite him to our school party.) и нереального характера
(Conditional II – If I were you, I would start learning French.);
– употреблять в речи предложения с конструкцией I wish (I wish I had
my own room.);
– употреблять в речи предложения с конструкцией so/such (I was so
busy that I forgot to phone my parents.);
– употреблять в речи конструкции с герундием: to love/hate doing
something; stop talking, etc.;
– употреблять в речи конструкции с инфинитивом: want to do, learn to
speak, etc.;
– употреблять в речи инфинитив цели (I called to cancel our lesson.);
– употреблять в речи конструкцию it takes me … to do something;
– использовать косвенную речь;
– использовать в речи глаголы в наиболее употребляемых временных
формах: Present Simple, Present Continuous, Future Simple, Past Simple, Past
Continuous, Present Perfect, Present Perfect Continuous, Past Perfect;
– употреблять в речи страдательный залог в формах наиболее
используемых времен: Present Simple, Present Continuous, Past Simple, Past
Continuous, Present Perfect, Past Perfect;
– употреблять в речи различные грамматические средства для
выражения будущего времени: to be going to, Present Continuous; Present
Simple;
– употреблять в речи модальные глаголы и их эквиваленты (may, can,
be able to, must, have to, should; need, shall, could, might, would);
– согласовывать времена в рамках сложного предложения в плане
настоящего и прошлого;
– употреблять в речи имена существительные в единственном числе и
во множественном числе, образованные по правилу и исключения;
– употреблять в речи определённый/неопределённый/нулевой артикль;
– употреблять в речи личные, притяжательные, указательные,
неопределённые, относительные, вопросительные, количественные
(many/much, few/a few, little/a little) местоимения;
– употреблять в речи имена прилагательные в положительной,
сравнительной и превосходной степенях, образованные по правилу и
исключения;
– употреблять в речи наречия в положительной, сравнительной и
превосходной степенях, а также наречия времени, меры и степени;
– употреблять предлоги, выражающие направление движения, время и
место действия.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– использовать в речи модальные глаголы для выражения
возможности или вероятности в прошедшем времени (could + have done;
might + have done);
– употреблять в речи структуру have/get + something + Participle II;
– употреблять в речи эмфатические конструкции типа It’s him who…
It’s time you did something.;
– употреблять в речи все формы страдательного залога;
– употреблять в речи времена Past Perfect и Past Perfect Continuous;
– употреблять в речи условные предложения нереального характера
(Conditional 3);
– употреблять в речи структуру to be/get + used to + verb;
– употреблять в речи структуру used to/ would + verb для обозначения
регулярных действий в прошлом;
– употреблять в речи предложения с конструкциями as … as; not so …
as; either … or; neither … nor;
– использовать союзы для выражения противопоставления и различия
в сложных предложениях.
Cоциокультурные знания, навыки, умения
Учащиеся получат:
• знания о важных событиях из истории стран изучаемого языка и
родной страны;
• представление о сходстве и различиях в политических системах
англоязычных стран и родной страны;
• представление о ценностях материальной и духовной культуры,
которые широко известны и являются предметом национальной гордости в
странах изучаемого языка и в родной стране (всемирно известных
достопримечательностях, художественных произведениях, произведениях
искусства, музыкальных произведениях, популярных фильмах и театральных
постановках, выдающихся музеях и их коллекциях, выдающихся людях и их
вкладе в мировую науку и культуру);
• знания о реалиях страны/стран изучаемого языка: основных
национальных праздниках, традициях и обычаях, особенностях
географического положения и т. д.), научатся ориентироваться в основных
реалиях англоязычных стран;
• представление об образцах художественной, публицистической и
научно-популярной литературы;
• знания о культурных особенностях стран изучаемого языка и
научатся сопоставлять, находить сходство и различия в культуре стран
изучаемого языка и родной культуре;
• представление об образе жизни зарубежных сверстников, о фактах
культуры из жизни молодёжи, документах, утверждающих права человека и
ребёнка;
• возможность научиться распознавать и употреблять в устной и
письменной речи основные нормы речевого этикета (реплики-клише,
наиболее распространённую оценочную лексику), принятые в странах
изучаемого языка;
• возможность использовать социокультурные знания в различных
ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного
общения;
• возможность научиться представлять родную культуру на
английском языке.
СОДЕРЖАНИЕ:
10 класс
№ | Наименование разделов и тем программы | Количество часов всего |
1 | Количество часов всего | 13 |
2 | Сколько стран столько и праздников. | 14 |
3 | Семья прежде всего. Семейные традиции в Великобритании | 12 |
4 | Твоё поколение -какое оно? | 11 |
5 | Важные исторические события страны | 16 |
6 | Мир развлечений. Что подростки думают об искусстве | 13 |
7 | Мир спорта Мир спорта | 12 |
8 | Зачем люди путешествуют? | 14 |
Итого | 105 |
ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Предусмотрены разнообразные виды (вводный, текущий, промежуточный, тематический, итоговый) и формы контроля: тест, самостоятельная работа, проект, контрольная работа, проверочная работа.