Аннотация к рабочей программе по истории для 10-11 классов

Рабочая  программа по курсу  «История» для  10 — 11 класса разработана на основе нормативно-правовых  документов:

 — Федерального закона  Российской Федерации от 29 декабря 2012 г .№ 273 – ФЗ « Об образовании в Российской Федерации»;

— Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897.

 — Примерной программы среднего общего образования по истории;

 — ООП СОО МБОУ Новониколаевской сош;

  — Примерной  рабочей программы к учебнику История. История России. 10 класс. 1914-1945 гг. Учеб для общеобразоват. организаций. Базовый уровень. В 2-х ч. /( А.А.Данилов, О.В. Хлевнюк, С.М. Шахрай и др.) /под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2020 История. История России. 11 класс. 1946-нач. ХХI в. Учеб для общеобразоват. организаций. Базовый уровень. В 2-х ч. /(А.А.Данилов, Торкунов А.В., О.В.Хлевнюк  и др.); под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2021«История. Всеобщая история. Новейшая история. 10 класс» / О.С. Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа; под ред. А.А. Искендерова.- М.: Просвещение, 2020. Сороко – Цюпа О.С. История. Всеобщая история. Новейшая история. 11 класс:учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень/О.С. Сороко–Цюпа, А.О. Сороко–Цюпа; под ред. А.А. Искандерова. – М.: Просвещение, 2020.

Программа рассчитана на 70 ч в 10 классе и 68 ч в 11 классе, из расчета 2 часа в неделю.

    Цель программы:

Формирование у обучающихся целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире;  важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю,  формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России.

  Задачи изучения истории:

Основными задачами изучения учебного предмета «История» в старшей школе являются:

— формирование представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;

— овладение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;

— формирование умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;

— овладение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;

— формирование умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.

      В соответствии с Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории базовыми принципами школьного исторического образования являются:

— идея преемственности исторических периодов, в т. ч. непрерывности процессов становления и развития российской государственности, формирования государственной территории и единого многонационального российского народа, а также его основных символов и ценностей;

— рассмотрение истории России как неотъемлемой части мирового исторического процесса, понимание особенностей ее развития, места и роли в мировой истории и в современном мире;

— ценности гражданского общества – верховенство права, социальная солидарность, безопасность, свобода и ответственность;

воспитательный потенциал исторического образования, его исключительная роль в формировании российской гражданской идентичности и патриотизма;

общественное согласие и уважение как необходимое условие взаимодействия государств и народов в Новейшей истории.

— познавательное значение российской, региональной и мировой истории;

формирование требований к каждой ступени непрерывного исторического образования на протяжении всей жизни.

       Методологическая основа преподавания курса истории в школе базируется на следующих образовательных и воспитательных приоритетах:

— принцип научности, определяющий соответствие учебных единиц основным результатам научных исследований;

— многоуровневое представление истории в единстве локальной, региональной, отечественной и мировой истории, рассмотрение исторического процесса как совокупности усилий многих поколений, народов и государств;

— многофакторный подход к освещению истории всех сторон жизни государства и общества;

—  исторический подход как основа формирования содержания курса и межпредметных связей, прежде всего, с учебными предметами социально-гуманитарного цикла;

— историко-культурологический подход, формирующий способности к межкультурному диалогу, восприятию и бережному отношению к культурному наследию.

Учебно-методический комплект

История. История России. 10 класс. 1914-1945 гг. Учеб для общеобразоват. организаций. Базовый уровень. В 2-х ч. /(С.М.Шахрай, А.А.Данилов, О.В. Хлевнюк и др.)/под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2021

История. История России. 11 класс. 1946-нач. ХХI в. Учеб для общеобразоват. организаций. Базовый уровень. В 2-х ч. /(А.А.Данилов, Торкунов А.В., О.В.Хлевнюк  и др.); под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2021

История России. Поурочные рекомендации. 10 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Т. П. Андреевская. — М.: Просвещение, 2015.

Сороко – Цюпа О.С. История. Всеобщая история. Новейшая история. 10, 11 класс:учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень/О.С. Сороко–Цюпа, А.О. Сороко–Цюпа; под ред. А.А. Искандерова. – М.: Просвещение, 2020.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

  1. Планируемые личностные результаты освоения ООП СОО

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:

– ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;

– готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

– готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;

 – готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;

– принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;

– неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству) (Патриотическое воспитание):

– российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;

– уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);

 – формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения; – воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу (Гражданское воспитание):

– гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;

– признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;

 – мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

– интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;

 – готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;

– приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;

– готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми (Духовно-нравственное воспитание):

– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

 – принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

– способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;

– формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);

– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре( Экологическое воспитание):

– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно- техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;

– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

– экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

 – эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:

– ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

– положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.

Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений (Трудовое воспитание):

– уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,

 – осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;

– готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

– потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;

– готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей

Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся (Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия) в:

 – физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.

2.Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).

  1. Регулятивные универсальные учебные

Выпускник научится:

 – самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;

 – ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

 – оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

 – сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

  • Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

 – искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

 – использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

 – находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

  • Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

 – осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; – при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

 – развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

3.Предметные  результаты изучения курса включают:

— целостные представления об историческом пути народов и государств мира в Новейшее время, понимание основ формирования постиндустриального (информационного) общества;

— исторические знания о территории государств мира и их границах, об их изменениях на протяжении XX в., использование исторической карты для анализа и описания исторических процессов;

— знания о социально-политическом устройстве крупнейших государств и регионов в XX в.;

— знание основных идеологий XX в. (консерваторы, либералы, демократы, социалисты, коммунисты, националисты), их отличительных черт и особенностей, роли идеологий в политической жизни государств, в борьбе за права и свободы граждан;

— понимание процессов индустриализации, монополизации, миграции населения, урбанизации, происходящих в экономике стран Европы, США, Латинской Америки, Азии и Африки в XX в.;

— представления о достижениях в культуре европейских стран и США в XX в., понимание многообразия и разнообразия культурных достижений, причин формирования массовой культуры;

— уважение к мировому культурному наследию, готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира;

— установление синхронистических связей истории стран Европы, Америки и Азии с историей России;

— способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений Новейшего времени, их связи с современностью;

— владение умениями получать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, в т. ч. СМИ, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность;

— расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деятельности личностей, общественных групп и народов, а также переломных периодов всеобщей истории XX в.;

— определение собственного отношения к дискуссионным проблемам (колониализм, всеобщее избирательное право и т. п.) всеобщей истории XX в., аргументация своей позиции.

— рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса;

— определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов;

— характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

— представлять культурное наследие России и других стран;

— работать с историческими документами;

— сравнивать различные исторические документы, давать им общую характеристику;

— критически анализировать информацию из различных источников;

— соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями, процессами, персоналиями;

— использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как источники информации;

— использовать аудиовизуальный ряд как источник информации;

— оставлять описание исторических объектов и памятников на основе текста, иллюстраций, макетов, интернет-ресурсов;

— работать с хронологическими таблицами, картами и схемами, читать легенду исторической карты;

— владеть основной современной терминологией исторической науки, предусмотренной программой;

— демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической тематике;

— оценивать роль личности в отечественной истории ХХ в;

— ориентироваться в дискуссионных вопросах российской истории ХХ в. и существующих в науке их современных версиях и трактовках

— выполнять индивидуальный(ые) проект(ы)

Содержание

«ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ»             10 класс  (28 часов) Раздел I. Мир накануне и в годы Первой мировой войны5 
Раздел II. Межвоенный период (1918 – 1939 гг.)16 
Раздел III. Вторая мировая война 1939 -1945 гг.6 
Итоговое повторение1 
«ИСТОРИЯ РОССИИ» (40ч) Раздел I. Россия в годы «великих потрясений»12 
Раздел II. Советский Союз в 1920 – 1930-х гг.13 
Раздел III. Великая Отечественная война. 1941 – 1945 гг.13 
Итоговое повторение2 
11 класс
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ»   (28 часов) Раздел I. Послевоенный мир. Международные отношения, политическое и
экономическое развитие стран Европы и Северной Америки
13 
Раздел II. Пути развития стран Азии, Африки, Латинской Америки7 
Раздел III. Современный мир и новые вызовы XXI в.6 
Итоговое повторение2 
«ИСТОРИЯ РОССИИ» (40 часов)  
Раздел I.  СССР в 1945-1991 гг.24 
Раздел II. Российская Федерация в 1991-2021 гг.14 
Повторение по курсу истории России2 

ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

  • тестирование
  • индивидуальный устный,  фронтальный опрос;
  • взаимопроверка
  • самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);
  • различные виды заданий (на соответствие, с выбором ответа, раскрытие смысла понятия и его применение в заданном контексте; задание на конкретизацию теоретических положений);
  • виды работ, связанные с анализом текста (ответы на вопросы, вставить пропущенные слова, составление плана);
  • составление кластера, синквейна
  • составление презентаций;
  • практическая работа
  • самостоятельная работа