Рабочая программа по курсу «История» для 10 — 11 класса разработана на основе нормативно-правовых документов:
— Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г .№ 273 – ФЗ « Об образовании в Российской Федерации»;
— Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897.
— Примерной программы среднего общего образования по истории;
— ООП СОО МБОУ Новониколаевской сош;
— Примерной рабочей программы к учебнику История. История России. 10 класс. 1914-1945 гг. Учеб для общеобразоват. организаций. Базовый уровень. В 2-х ч. /( А.А.Данилов, О.В. Хлевнюк, С.М. Шахрай и др.) /под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2020 История. История России. 11 класс. 1946-нач. ХХI в. Учеб для общеобразоват. организаций. Базовый уровень. В 2-х ч. /(А.А.Данилов, Торкунов А.В., О.В.Хлевнюк и др.); под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2021«История. Всеобщая история. Новейшая история. 10 класс» / О.С. Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа; под ред. А.А. Искендерова.- М.: Просвещение, 2020. Сороко – Цюпа О.С. История. Всеобщая история. Новейшая история. 11 класс:учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень/О.С. Сороко–Цюпа, А.О. Сороко–Цюпа; под ред. А.А. Искандерова. – М.: Просвещение, 2020.
Программа рассчитана на 70 ч в 10 классе и 68 ч в 11 классе, из расчета 2 часа в неделю.
Цель программы:
Формирование у обучающихся целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире; важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России.
Задачи изучения истории:
Основными задачами изучения учебного предмета «История» в старшей школе являются:
— формирование представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;
— овладение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;
— формирование умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;
— овладение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;
— формирование умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.
В соответствии с Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории базовыми принципами школьного исторического образования являются:
— идея преемственности исторических периодов, в т. ч. непрерывности процессов становления и развития российской государственности, формирования государственной территории и единого многонационального российского народа, а также его основных символов и ценностей;
— рассмотрение истории России как неотъемлемой части мирового исторического процесса, понимание особенностей ее развития, места и роли в мировой истории и в современном мире;
— ценности гражданского общества – верховенство права, социальная солидарность, безопасность, свобода и ответственность;
воспитательный потенциал исторического образования, его исключительная роль в формировании российской гражданской идентичности и патриотизма;
общественное согласие и уважение как необходимое условие взаимодействия государств и народов в Новейшей истории.
— познавательное значение российской, региональной и мировой истории;
формирование требований к каждой ступени непрерывного исторического образования на протяжении всей жизни.
Методологическая основа преподавания курса истории в школе базируется на следующих образовательных и воспитательных приоритетах:
— принцип научности, определяющий соответствие учебных единиц основным результатам научных исследований;
— многоуровневое представление истории в единстве локальной, региональной, отечественной и мировой истории, рассмотрение исторического процесса как совокупности усилий многих поколений, народов и государств;
— многофакторный подход к освещению истории всех сторон жизни государства и общества;
— исторический подход как основа формирования содержания курса и межпредметных связей, прежде всего, с учебными предметами социально-гуманитарного цикла;
— историко-культурологический подход, формирующий способности к межкультурному диалогу, восприятию и бережному отношению к культурному наследию.
Учебно-методический комплект
История. История России. 10 класс. 1914-1945 гг. Учеб для общеобразоват. организаций. Базовый уровень. В 2-х ч. /(С.М.Шахрай, А.А.Данилов, О.В. Хлевнюк и др.)/под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2021
История. История России. 11 класс. 1946-нач. ХХI в. Учеб для общеобразоват. организаций. Базовый уровень. В 2-х ч. /(А.А.Данилов, Торкунов А.В., О.В.Хлевнюк и др.); под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2021
История России. Поурочные рекомендации. 10 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Т. П. Андреевская. — М.: Просвещение, 2015.
Сороко – Цюпа О.С. История. Всеобщая история. Новейшая история. 10, 11 класс:учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень/О.С. Сороко–Цюпа, А.О. Сороко–Цюпа; под ред. А.А. Искандерова. – М.: Просвещение, 2020.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
- Планируемые личностные результаты освоения ООП СОО
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
– ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
– готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
– готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
– готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
– принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
– неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству) (Патриотическое воспитание):
– российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
– уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
– формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения; – воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу (Гражданское воспитание):
– гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
– признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
– интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
– готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
– приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
– готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми (Духовно-нравственное воспитание):
– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
– принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
– способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
– формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре( Экологическое воспитание):
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно- техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
– экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
– эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:
– ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
– положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений (Трудовое воспитание):
– уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
– осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
– готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
– потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;
– готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся (Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия) в:
– физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
2.Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
- Регулятивные универсальные учебные
Выпускник научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
- Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
– использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
- Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; – при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
3.Предметные результаты изучения курса включают:
— целостные представления об историческом пути народов и государств мира в Новейшее время, понимание основ формирования постиндустриального (информационного) общества;
— исторические знания о территории государств мира и их границах, об их изменениях на протяжении XX в., использование исторической карты для анализа и описания исторических процессов;
— знания о социально-политическом устройстве крупнейших государств и регионов в XX в.;
— знание основных идеологий XX в. (консерваторы, либералы, демократы, социалисты, коммунисты, националисты), их отличительных черт и особенностей, роли идеологий в политической жизни государств, в борьбе за права и свободы граждан;
— понимание процессов индустриализации, монополизации, миграции населения, урбанизации, происходящих в экономике стран Европы, США, Латинской Америки, Азии и Африки в XX в.;
— представления о достижениях в культуре европейских стран и США в XX в., понимание многообразия и разнообразия культурных достижений, причин формирования массовой культуры;
— уважение к мировому культурному наследию, готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира;
— установление синхронистических связей истории стран Европы, Америки и Азии с историей России;
— способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений Новейшего времени, их связи с современностью;
— владение умениями получать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, в т. ч. СМИ, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность;
— расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деятельности личностей, общественных групп и народов, а также переломных периодов всеобщей истории XX в.;
— определение собственного отношения к дискуссионным проблемам (колониализм, всеобщее избирательное право и т. п.) всеобщей истории XX в., аргументация своей позиции.
— рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса;
— определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов;
— характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
— представлять культурное наследие России и других стран;
— работать с историческими документами;
— сравнивать различные исторические документы, давать им общую характеристику;
— критически анализировать информацию из различных источников;
— соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями, процессами, персоналиями;
— использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как источники информации;
— использовать аудиовизуальный ряд как источник информации;
— оставлять описание исторических объектов и памятников на основе текста, иллюстраций, макетов, интернет-ресурсов;
— работать с хронологическими таблицами, картами и схемами, читать легенду исторической карты;
— владеть основной современной терминологией исторической науки, предусмотренной программой;
— демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической тематике;
— оценивать роль личности в отечественной истории ХХ в;
— ориентироваться в дискуссионных вопросах российской истории ХХ в. и существующих в науке их современных версиях и трактовках
— выполнять индивидуальный(ые) проект(ы)
Содержание
«ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ» 10 класс (28 часов) Раздел I. Мир накануне и в годы Первой мировой войны | 5 | |
Раздел II. Межвоенный период (1918 – 1939 гг.) | 16 | |
Раздел III. Вторая мировая война 1939 -1945 гг. | 6 | |
Итоговое повторение | 1 | |
«ИСТОРИЯ РОССИИ» (40ч) Раздел I. Россия в годы «великих потрясений» | 12 | |
Раздел II. Советский Союз в 1920 – 1930-х гг. | 13 | |
Раздел III. Великая Отечественная война. 1941 – 1945 гг. | 13 | |
Итоговое повторение | 2 | |
11 класс | ||
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ» (28 часов) Раздел I. Послевоенный мир. Международные отношения, политическое и экономическое развитие стран Европы и Северной Америки | 13 | |
Раздел II. Пути развития стран Азии, Африки, Латинской Америки | 7 | |
Раздел III. Современный мир и новые вызовы XXI в. | 6 | |
Итоговое повторение | 2 | |
«ИСТОРИЯ РОССИИ» (40 часов) | ||
Раздел I. СССР в 1945-1991 гг. | 24 | |
Раздел II. Российская Федерация в 1991-2021 гг. | 14 | |
Повторение по курсу истории России | 2 |
ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
- тестирование
- индивидуальный устный, фронтальный опрос;
- взаимопроверка
- самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);
- различные виды заданий (на соответствие, с выбором ответа, раскрытие смысла понятия и его применение в заданном контексте; задание на конкретизацию теоретических положений);
- виды работ, связанные с анализом текста (ответы на вопросы, вставить пропущенные слова, составление плана);
- составление кластера, синквейна
- составление презентаций;
- практическая работа
- самостоятельная работа