Рабочая программа элективного курса составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897.
- Примерная программа среднего общего образования по обществознанию.
- Основная образовательная программа среднего общего образования МБОУ Новониколаевской сош
- Кодификатор и спецификация единого государственного экзамена по обществознанию.
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:
повышение качества подготовки учащихся по курсу обществознания.
Основными задачами элективного курса являются:
- повышение предметной компетентности обучающихся;
- закрепление навыков выполнения тестовых работ, заданий разного типа;
- отработать задания, которые отличаются высоким уровнем сложности.
Место курса в учебном плане.
На элективный курс «Актуальные вопросы обществознания» учебным планом предусмотрено 138 учебных часов:
70 часов в 10 классе и 68 часов в 11 классе, по 2 часа в неделю в 10 и 11 классе.
УМК. Элективный курс «Актуальные вопросы обществознания» включает обучение на основе учебников:
- 10 класс, 11 класс: учебник для общеобразоват. Организаций: базовый уровень /Л.Н.Боголюбов и др редакц. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой — 2 е изд — Москва, Просвещение, 2019.
- 11 класс: учебник для общеобразоват. Организаций:базовый уровень /Л.Н.Боголюбов и др редакц. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой — 3 е изд — Москва, Просвещение, 2021.
- П.А.Баранов, А.В.Воронцов, С.В.Шевченко. ЕГЭ. Обществознание. Новый полный справочник. Москва, АСТ, 2017
- О.А.Котова, Т.Е.Лискова. Модульный триактив. Обществознание. 10, 11 кл. Изд.Национальное образование, 2021
- О.А. Чернышева. Обществознание. Тематический тренинг. Ростов-на-Дону, Легион, 2021.
Планируемые личностные результаты освоения ООП
Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
- ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
- готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания, и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
- российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
- уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
- формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;
- воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:
- гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
- признание не отчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав, и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
- готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
- приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
- готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся с окружающими людьми:
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
- формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:
- уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
- осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
- готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
- потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Выпускник научится:
- самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
- оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
- выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
- организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные УУД
Выпускник научится:
- искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
- использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
- находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
- выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
- менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД
Выпускник научится:
- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
- распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты в соответствии с требованиями ФГОС СОО
- сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
- владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
- владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
- сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
- сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
- владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
- сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.
Предметные результаты в соответствии с примерной ООП СОО
В результате изучения учебного предмета «Обществознание» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
Человек. Человек в системе общественных отношений
— Выделять черты социальной сущности человека;
— определять роль духовных ценностей в обществе;
— распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать их примерами;
— соотносить поступки и отношения с принятыми нормами морали;
— выявлять сущностные характеристики религии и ее роль в культурной жизни;
— выявлять роль агентов социализации на основных этапах социализации индивида;
— раскрывать связь между мышлением и деятельностью;
— различать виды деятельности, приводить примеры основных видов деятельности;
— выявлять и соотносить цели, средства и результаты деятельности;
— анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его основания и последствия;
— различать формы чувственного и рационального познания, поясняя их примерами;
— выявлять особенности научного познания;
— различать абсолютную и относительную истины;
— иллюстрировать конкретными примерами роль мировоззрения в жизни человека;
— выявлять связь науки и образования, анализировать факты социальной действительности в контексте возрастания роли образования и науки в современном обществе;
— выражать и аргументировать собственное отношение к роли образования и самообразования в жизни человека.
Общество как сложная динамическая система
— Характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
— выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию, иллюстрирующую многообразие и противоречивость социального развития;
— приводить примеры прогрессивных и регрессивных общественных изменений, аргументировать свои суждения, выводы;
— формулировать собственные суждения о сущности, причинах и последствиях глобализации; иллюстрировать проявления различных глобальных проблем.
— Раскрывать взаимосвязь экономики с другими сферами жизни общества;
— конкретизировать примерами основные факторы производства и факторные доходы;
— объяснять механизм свободного ценообразования, приводить примеры действия законов спроса и предложения;
— оценивать влияние конкуренции и монополии на экономическую жизнь, поведение основных участников экономики;
— извлекать социальную информацию из источников различного типа о тенденциях развития современной рыночной экономики;
— различать экономические и бухгалтерские издержки;
— приводить примеры постоянных и переменных издержек производства;
— различать деятельность различных финансовых институтов, выделять задачи, функции и роль Центрального банка Российской Федерации в банковской системе РФ;
— различать формы, виды проявления инфляции, оценивать последствия инфляции для экономики в целом и для различных социальных групп;
— выделять объекты спроса и предложения на рынке труда, описывать механизм их взаимодействия;
— определять причины безработицы, различать ее виды;
— высказывать обоснованные суждения о направлениях государственной политики в области занятости;
— объяснять поведение собственника, работника, потребителя с точки зрения экономической рациональности, анализировать собственное потребительское поведение;
— анализировать практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих экономических интересов;
— приводить примеры участия государства в регулировании рыночной экономики;
— высказывать обоснованные суждения о различных направлениях экономической политики государства и ее влиянии на экономическую жизнь общества;
— различать важнейшие измерители экономической деятельности и показатели их роста: ВНП (валовой национальный продукт), ВВП (валовой внутренний продукт);
— различать и сравнивать пути достижения экономического роста.
— Выделять критерии социальной стратификации;
— анализировать социальную информацию из адаптированных источников о структуре общества и направлениях ее изменения;
— выделять особенности молодежи как социально-демографической группы, раскрывать на примерах социальные роли юношества;
— высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодежи в условиях современного рынка труда;
— выявлять причины социальных конфликтов, моделировать ситуации разрешения конфликтов;
— конкретизировать примерами виды социальных норм;
— характеризовать виды социального контроля и их социальную роль, различать санкции социального контроля;
— различать позитивные и негативные девиации, раскрывать на примерах последствия отклоняющегося поведения для человека и общества;
— определять и оценивать возможную модель собственного поведения в конкретной ситуации с точки зрения социальных норм;
— различать виды социальной мобильности, конкретизировать примерами;
— выделять причины и последствия этносоциальных конфликтов, приводить примеры способов их разрешения;
— характеризовать основные принципы национальной политики России на современном этапе;
— характеризовать социальные институты семьи и брака; раскрывать факторы, влияющие на формирование института современной семьи;
— характеризовать семью как социальный институт, раскрывать роль семьи в современном обществе;
— высказывать обоснованные суждения о факторах, влияющих на демографическую ситуацию в стране;
— формулировать выводы о роли религиозных организаций в жизни современного общества, объяснять сущность свободы совести, сущность и значение веротерпимости;
— осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по актуальным проблемам социальной сферы, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи;
— оценивать собственные отношения и взаимодействие с другими людьми с позиций толерантности.
— Выделять субъектов политической деятельности и объекты политического воздействия;
— различать политическую власть и другие виды власти;
— устанавливать связи между социальными интересами, целями и методами политической деятельности;
— высказывать аргументированные суждения о соотношении средств и целей в политике;
— раскрывать роль и функции политической системы;
— характеризовать государство как центральный институт политической системы;
— различать типы политических режимов, давать оценку роли политических режимов различных типов в общественном развитии;
— обобщать и систематизировать информацию о сущности (ценностях, принципах, признаках, роли в общественном развитии) демократии;
— характеризовать демократическую избирательную систему;
— различать мажоритарную, пропорциональную, смешанную избирательные системы;
— устанавливать взаимосвязь правового государства и гражданского общества, раскрывать ценностный смысл правового государства;
— определять роль политической элиты и политического лидера в современном обществе;
— конкретизировать примерами роль политической идеологии;
— раскрывать на примерах функционирование различных партийных систем;
— формулировать суждение о значении многопартийности и идеологического плюрализма в современном обществе;
— оценивать роль СМИ в современной политической жизни;
— иллюстрировать примерами основные этапы политического процесса;
— различать и приводить примеры непосредственного и опосредованного политического участия, высказывать обоснованное суждение о значении участия граждан в политике.
Правовое регулирование общественных отношений
— Сравнивать правовые нормы с другими социальными нормами;
— выделять основные элементы системы права;
— выстраивать иерархию нормативных актов;
— выделять основные стадии законотворческого процесса в Российской Федерации;
— различать понятия «права человека» и «права гражданина», ориентироваться в ситуациях, связанных с проблемами гражданства, правами и обязанностями гражданина РФ, с реализацией гражданами своих прав и свобод;
— обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями человека и гражданина, выражать собственное отношение к лицам, уклоняющимся от выполнения конституционных обязанностей;
— аргументировать важность соблюдения норм экологического права и характеризовать способы защиты экологических прав;
— раскрывать содержание гражданских правоотношений;
— применять полученные знания о нормах гражданского права в практических ситуациях, прогнозируя последствия принимаемых решений;
— различать организационно-правовые формы предприятий;
— характеризовать порядок рассмотрения гражданских споров;
— давать обоснованные оценки правомерного и неправомерного поведения субъектов семейного права, применять знания основ семейного права в повседневной жизни;
— находить и использовать в повседневной жизни информацию о правилах приема в образовательные организации профессионального и высшего образования;
— характеризовать условия заключения, изменения и расторжения трудового договора;
— иллюстрировать примерами виды социальной защиты и социального обеспечения;
— извлекать и анализировать информацию по заданной теме в адаптированных источниках различного типа (Конституция РФ, ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ);
— объяснять основные идеи международных документов, направленных на защиту прав человека.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
Человек. Человек в системе общественных отношений
— Использовать полученные знания о социальных ценностях и нормах в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
— применять знания о методах познания социальных явлений и процессов в учебной деятельности и повседневной жизни;
— оценивать разнообразные явления и процессы общественного развития;
— характеризовать основные методы научного познания;
— выявлять особенности социального познания;
— различать типы мировоззрений;
— объяснять специфику взаимовлияния двух миров социального и природного в понимании природы человека и его мировоззрения;
— выражать собственную позицию по вопросу познаваемости мира и аргументировать ее.
Общество как сложная динамическая система
— Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием различных сфер жизни общества и общественным развитием в целом;
— выявлять, опираясь на теоретические положения и материалы СМИ, тенденции и перспективы общественного развития;
— систематизировать социальную информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (его структурных элементов, процессов, понятий) и представлять ее в разных формах (текст, схема, таблица).
— Выделять и формулировать характерные особенности рыночных структур;
— выявлять противоречия рынка;
— раскрывать роль и место фондового рынка в рыночных структурах;
— раскрывать возможности финансирования малых и крупных фирм;
— обосновывать выбор форм бизнеса в конкретных ситуациях;
— различать источники финансирования малых и крупных предприятий;
— определять практическое назначение основных функций менеджмента;
— определять место маркетинга в деятельности организации;
— применять полученные знания для выполнения социальных ролей работника и производителя;
— оценивать свои возможности трудоустройства в условиях рынка труда;
— раскрывать фазы экономического цикла;
— высказывать аргументированные суждения о противоречивом влиянии процессов глобализации на различные стороны мирового хозяйства и национальных экономик; давать оценку противоречивым последствиям экономической глобализации;
— извлекать информацию из различных источников для анализа тенденций общемирового экономического развития, экономического развития России.
— Выделять причины социального неравенства в истории и современном обществе;
— высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодежи в современных условиях;
— анализировать ситуации, связанные с различными способами разрешения социальных конфликтов;
— выражать собственное отношение к различным способам разрешения социальных конфликтов;
— толерантно вести себя по отношению к людям, относящимся к различным этническим общностям и религиозным конфессиям; оценивать роль толерантности в современном мире;
— находить и анализировать социальную информацию о тенденциях развития семьи в современном обществе;
— выявлять существенные параметры демографической ситуации в России на основе анализа данных переписи населения в Российской Федерации, давать им оценку;
— выявлять причины и последствия отклоняющегося поведения, объяснять с опорой на имеющиеся знания способы преодоления отклоняющегося поведения;
— анализировать численность населения и динамику ее изменений в мире и в России.
— Находить, анализировать информацию о формировании правового государства и гражданского общества в Российской Федерации, выделять проблемы;
— выделять основные этапы избирательной кампании;
— в перспективе осознанно участвовать в избирательных кампаниях;
— отбирать и систематизировать информацию СМИ о функциях и значении местного самоуправления;
— самостоятельно давать аргументированную оценку личных качеств и деятельности политических лидеров;
— характеризовать особенности политического процесса в России;
— анализировать основные тенденции современного политического процесса.
Правовое регулирование общественных отношений
— Действовать в пределах правовых норм для успешного решения жизненных задач в разных сферах общественных отношений;
— перечислять участников законотворческого процесса и раскрывать их функции;
— характеризовать механизм судебной защиты прав человека и гражданина в РФ;
— ориентироваться в предпринимательских правоотношениях;
— выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и государства;
— применять знание основных норм права в ситуациях повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
— оценивать происходящие события и поведение людей с точки зрения соответствия закону;
— характеризовать основные направления деятельности государственных органов по предотвращению терроризма, раскрывать роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму.
Содержание
10 класс | ||
Введение | 3 | |
Человек | 15 | |
Общество | 11 | |
Духовная сфера общества | 17 | |
Социальные отношения | 17 | |
Итоговое обобщение | 4 | |
11 класс | ||
Экономика | 20 | |
Политическая сфера общества | 20 | |
Право | 22 | |
Итоговое обобщение | 4 |
ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
- тестирование
- индивидуальный устный, фронтальный опрос;
- взаимопроверка
- самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);
- различные виды заданий (на соответствие, с выбором ответа, раскрытие смысла понятия и его применение в заданном контексте; задание на конкретизацию теоретических положений);
- виды работ, связанные с анализом текста (ответы на вопросы, вставить пропущенные слова, составление плана);
- составление кластера, синквейна
- составление презентаций;
- практическая работа
- самостоятельная работа