Аннотация к рабочей программе  по элективному курсу «Актуальные вопросы обществознания» 10 — 11 классы.

Рабочая программа элективного курса составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897.
    • Примерная программа среднего общего образования по обществознанию.
    • Основная образовательная программа среднего общего образования МБОУ Новониколаевской сош
    • Кодификатор и спецификация единого государственного экзамена по обществознанию.

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:

             повышение качества подготовки учащихся по курсу обществознания.

      Основными задачами элективного курса являются:

  • повышение предметной компетентности обучающихся;
  • закрепление навыков выполнения тестовых работ, заданий разного типа;
  • отработать  задания, которые отличаются высоким уровнем сложности.

Место курса в учебном плане.

      На элективный курс «Актуальные вопросы обществознания» учебным планом предусмотрено 138 учебных часов:

      70 часов в 10 классе и 68 часов в 11 классе, по 2 часа в неделю в 10 и 11 классе.

УМК. Элективный курс «Актуальные вопросы обществознания» включает обучение на основе учебников:

  1. 10 класс, 11 класс: учебник для общеобразоват. Организаций: базовый уровень /Л.Н.Боголюбов и др редакц. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой —  2 е изд —  Москва,  Просвещение, 2019.
  2.            11 класс: учебник для общеобразоват. Организаций:базовый уровень /Л.Н.Боголюбов и др редакц. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой —  3 е изд —  Москва,  Просвещение, 2021.
  3. П.А.Баранов, А.В.Воронцов, С.В.Шевченко. ЕГЭ. Обществознание. Новый полный справочник. Москва, АСТ, 2017
  4. О.А.Котова, Т.Е.Лискова. Модульный триактив. Обществознание. 10, 11 кл. Изд.Национальное образование, 2021
  5. О.А. Чернышева. Обществознание. Тематический тренинг. Ростов-на-Дону, Легион, 2021.

Планируемые личностные результаты освоения ООП

Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:

  • ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
  • готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
  • готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания, и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;

Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к России как к Родине (Отечеству):

  • российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
  • уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
  • формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;
  • воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.

Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:

  • гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
  • признание не отчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав, и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
  • мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
  • интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
  • готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
  • приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
  • готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.

Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся с окружающими людьми:

  • нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
  • принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
  • формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);

Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:

  • мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:

  • уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
  • осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
  • готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
  • потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Выпускник научится:

  • самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
  • оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
  • ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
  • оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
  • выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
  • организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
  • сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

Познавательные УУД

Выпускник научится:

  • искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
  • критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
  • использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
  • находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
  • выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
  • выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
  • менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

Выпускник научится:

  • осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
  • при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
  • координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
  • развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
  • распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

Предметные результаты в соответствии с требованиями ФГОС СОО

  • сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
  • владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
  • владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
  • сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
  • сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
  • владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
  • сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.

Предметные результаты в соответствии с примерной ООП СОО

В результате изучения учебного предмета «Обществознание» на уровне среднего общего образования:

Выпускник на базовом уровне научится:

Человек. Человек в системе общественных отношений

— Выделять черты социальной сущности человека;

— определять роль духовных ценностей в обществе;

— распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать их примерами;

— различать виды искусства;

— соотносить поступки и отношения с принятыми нормами морали;

— выявлять сущностные характеристики религии и ее роль в культурной жизни;

— выявлять роль агентов социализации на основных этапах социализации индивида;

— раскрывать связь между мышлением и деятельностью;

— различать виды деятельности, приводить примеры основных видов деятельности;

— выявлять и соотносить цели, средства и результаты деятельности;

— анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его основания и последствия;

— различать формы чувственного и рационального познания, поясняя их примерами;

— выявлять особенности научного познания;

— различать абсолютную и относительную истины;

— иллюстрировать конкретными примерами роль мировоззрения в жизни человека;

— выявлять связь науки и образования, анализировать факты социальной действительности в контексте возрастания роли образования и науки в современном обществе;

— выражать и аргументировать собственное отношение к роли образования и самообразования в жизни человека.

Общество как сложная динамическая система

— Характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;

— выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию, иллюстрирующую многообразие и противоречивость социального развития;

— приводить примеры прогрессивных и регрессивных общественных изменений, аргументировать свои суждения, выводы;

— формулировать собственные суждения о сущности, причинах и последствиях глобализации; иллюстрировать проявления различных глобальных проблем.

Экономика

— Раскрывать взаимосвязь экономики с другими сферами жизни общества;

— конкретизировать примерами основные факторы производства и факторные доходы;

— объяснять механизм свободного ценообразования, приводить примеры действия законов спроса и предложения;

— оценивать влияние конкуренции и монополии на экономическую жизнь, поведение основных участников экономики;

— различать формы бизнеса;

— извлекать социальную информацию из источников различного типа о тенденциях развития современной рыночной экономики;

— различать экономические и бухгалтерские издержки;

— приводить примеры постоянных и переменных издержек производства;

— различать деятельность различных финансовых институтов, выделять задачи, функции и роль Центрального банка Российской Федерации в банковской системе РФ;

— различать формы, виды проявления инфляции, оценивать последствия инфляции для экономики в целом и для различных социальных групп;

— выделять объекты спроса и предложения на рынке труда, описывать механизм их взаимодействия;

— определять причины безработицы, различать ее виды;

— высказывать обоснованные суждения о направлениях государственной политики в области занятости;

— объяснять поведение собственника, работника, потребителя с точки зрения экономической рациональности, анализировать собственное потребительское поведение;

— анализировать практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих экономических интересов;

— приводить примеры участия государства в регулировании рыночной экономики;

— высказывать обоснованные суждения о различных направлениях экономической политики государства и ее влиянии на экономическую жизнь общества;

— различать важнейшие измерители экономической деятельности и показатели их роста: ВНП (валовой национальный продукт), ВВП (валовой внутренний продукт);

— различать и сравнивать пути достижения экономического роста.

Социальные отношения

— Выделять критерии социальной стратификации;

— анализировать социальную информацию из адаптированных источников о структуре общества и направлениях ее изменения;

— выделять особенности молодежи как социально-демографической группы, раскрывать на примерах социальные роли юношества;

— высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодежи в условиях современного рынка труда;

— выявлять причины социальных конфликтов, моделировать ситуации разрешения конфликтов;

— конкретизировать примерами виды социальных норм;

— характеризовать виды социального контроля и их социальную роль, различать санкции социального контроля;

— различать позитивные и негативные девиации, раскрывать на примерах последствия отклоняющегося поведения для человека и общества;

— определять и оценивать возможную модель собственного поведения в конкретной ситуации с точки зрения социальных норм;

— различать виды социальной мобильности, конкретизировать примерами;

— выделять причины и последствия этносоциальных конфликтов, приводить примеры способов их разрешения;

— характеризовать основные принципы национальной политики России на современном этапе;

— характеризовать социальные институты семьи и брака; раскрывать факторы, влияющие на формирование института современной семьи;

— характеризовать семью как социальный институт, раскрывать роль семьи в современном обществе;

— высказывать обоснованные суждения о факторах, влияющих на демографическую ситуацию в стране;

— формулировать выводы о роли религиозных организаций в жизни современного общества, объяснять сущность свободы совести, сущность и значение веротерпимости;

— осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по актуальным проблемам социальной сферы, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи;

— оценивать собственные отношения и взаимодействие с другими людьми с позиций толерантности.

Политика

— Выделять субъектов политической деятельности и объекты политического воздействия;

— различать политическую власть и другие виды власти;

— устанавливать связи между социальными интересами, целями и методами политической деятельности;

— высказывать аргументированные суждения о соотношении средств и целей в политике;

— раскрывать роль и функции политической системы;

— характеризовать государство как центральный институт политической системы;

— различать типы политических режимов, давать оценку роли политических режимов различных типов в общественном развитии;

— обобщать и систематизировать информацию о сущности (ценностях, принципах, признаках, роли в общественном развитии) демократии;

— характеризовать демократическую избирательную систему;

— различать мажоритарную, пропорциональную, смешанную избирательные системы;

— устанавливать взаимосвязь правового государства и гражданского общества, раскрывать ценностный смысл правового государства;

— определять роль политической элиты и политического лидера в современном обществе;

— конкретизировать примерами роль политической идеологии;

— раскрывать на примерах функционирование различных партийных систем;

— формулировать суждение о значении многопартийности и идеологического плюрализма в современном обществе;

— оценивать роль СМИ в современной политической жизни;

— иллюстрировать примерами основные этапы политического процесса;

— различать и приводить примеры непосредственного и опосредованного политического участия, высказывать обоснованное суждение о значении участия граждан в политике.

Правовое регулирование общественных отношений

— Сравнивать правовые нормы с другими социальными нормами;

— выделять основные элементы системы права;

— выстраивать иерархию нормативных актов;

— выделять основные стадии законотворческого процесса в Российской Федерации;

— различать понятия «права человека» и «права гражданина», ориентироваться в ситуациях, связанных с проблемами гражданства, правами и обязанностями гражданина РФ, с реализацией гражданами своих прав и свобод;

— обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями человека и гражданина, выражать собственное отношение к лицам, уклоняющимся от выполнения конституционных обязанностей;

— аргументировать важность соблюдения норм экологического права и характеризовать способы защиты экологических прав;

— раскрывать содержание гражданских правоотношений;

— применять полученные знания о нормах гражданского права в практических ситуациях, прогнозируя последствия принимаемых решений;

— различать организационно-правовые формы предприятий;

— характеризовать порядок рассмотрения гражданских споров;

— давать обоснованные оценки правомерного и неправомерного поведения субъектов семейного права, применять знания основ семейного права в повседневной жизни;

— находить и использовать в повседневной жизни информацию о правилах приема в образовательные организации профессионального и высшего образования;

— характеризовать условия заключения, изменения и расторжения трудового договора;

— иллюстрировать примерами виды социальной защиты и социального обеспечения;

— извлекать и анализировать информацию по заданной теме в адаптированных источниках различного типа (Конституция РФ, ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ);

— объяснять основные идеи международных документов, направленных на защиту прав человека.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

Человек. Человек в системе общественных отношений

— Использовать полученные знания о социальных ценностях и нормах в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;

— применять знания о методах познания социальных явлений и процессов в учебной деятельности и повседневной жизни;

— оценивать разнообразные явления и процессы общественного развития;

— характеризовать основные методы научного познания;

— выявлять особенности социального познания;

— различать типы мировоззрений;

— объяснять специфику взаимовлияния двух миров социального и природного в понимании природы человека и его мировоззрения;

— выражать собственную позицию по вопросу познаваемости мира и аргументировать ее.

Общество как сложная динамическая система

— Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием различных сфер жизни общества и общественным развитием в целом;

— выявлять, опираясь на теоретические положения и материалы СМИ, тенденции и перспективы общественного развития;

— систематизировать социальную информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (его структурных элементов, процессов, понятий) и представлять ее в разных формах (текст, схема, таблица).

Экономика

— Выделять и формулировать характерные особенности рыночных структур;

— выявлять противоречия рынка;

— раскрывать роль и место фондового рынка в рыночных структурах;

— раскрывать возможности финансирования малых и крупных фирм;

— обосновывать выбор форм бизнеса в конкретных ситуациях;

— различать источники финансирования малых и крупных предприятий;

— определять практическое назначение основных функций менеджмента;

— определять место маркетинга в деятельности организации;

— применять полученные знания для выполнения социальных ролей работника и производителя;

— оценивать свои возможности трудоустройства в условиях рынка труда;

— раскрывать фазы экономического цикла;

— высказывать аргументированные суждения о противоречивом влиянии процессов глобализации на различные стороны мирового хозяйства и национальных экономик; давать оценку противоречивым последствиям экономической глобализации;

— извлекать информацию из различных источников для анализа тенденций общемирового экономического развития, экономического развития России.

Социальные отношения

— Выделять причины социального неравенства в истории и современном обществе;

— высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодежи в современных условиях;

— анализировать ситуации, связанные с различными способами разрешения социальных конфликтов;

— выражать собственное отношение к различным способам разрешения социальных конфликтов;

— толерантно вести себя по отношению к людям, относящимся к различным этническим общностям и религиозным конфессиям; оценивать роль толерантности в современном мире;

— находить и анализировать социальную информацию о тенденциях развития семьи в современном обществе;

— выявлять существенные параметры демографической ситуации в России на основе анализа данных переписи населения в Российской Федерации, давать им оценку;

— выявлять причины и последствия отклоняющегося поведения, объяснять с опорой на имеющиеся знания способы преодоления отклоняющегося поведения;

— анализировать численность населения и динамику ее изменений в мире и в России.

Политика

— Находить, анализировать информацию о формировании правового государства и гражданского общества в Российской Федерации, выделять проблемы;

— выделять основные этапы избирательной кампании;

— в перспективе осознанно участвовать в избирательных кампаниях;

— отбирать и систематизировать информацию СМИ о функциях и значении местного самоуправления;

— самостоятельно давать аргументированную оценку личных качеств и деятельности политических лидеров;

— характеризовать особенности политического процесса в России;

— анализировать основные тенденции современного политического процесса.

Правовое регулирование общественных отношений

— Действовать в пределах правовых норм для успешного решения жизненных задач в разных сферах общественных отношений;

— перечислять участников законотворческого процесса и раскрывать их функции;

— характеризовать механизм судебной защиты прав человека и гражданина в РФ;

— ориентироваться в предпринимательских правоотношениях;

— выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и государства;

— применять знание основных норм права в ситуациях повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;

— оценивать происходящие события и поведение людей с точки зрения соответствия закону;

— характеризовать основные направления деятельности государственных органов по предотвращению терроризма, раскрывать роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму.

Содержание

10 класс
 Введение  3
 Человек  15
 Общество  11
 Духовная сфера общества  17
 Социальные отношения  17
 Итоговое обобщение  4
     
11 класс
 Экономика  20
 Политическая сфера общества  20
 Право  22
 Итоговое обобщение  4

ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

  • тестирование
  • индивидуальный устный,  фронтальный опрос;
  • взаимопроверка
  • самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);
  • различные виды заданий (на соответствие, с выбором ответа, раскрытие смысла понятия и его применение в заданном контексте; задание на конкретизацию теоретических положений);
  • виды работ, связанные с анализом текста (ответы на вопросы, вставить пропущенные слова, составление плана);
  • составление кластера, синквейна
  • составление презентаций;
  • практическая работа
  • самостоятельная работа