Аннотация к рабочей программе по обществознанию 6-9 классы

      Рабочая программа по обществознанию (6-9 классы) составлена на основе следующих нормативных документов: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе Примерной программы по обществознанию для 6-9 классов, авторской программы по обществознанию к предметной линии учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова и обеспечивает конкретизацию содержания, объема, порядка изучения данной учебной дисциплины в рамках освоения основной образовательной программы (основного общего образования) с учетом целей, задач и особенностей  учебно- воспитательного процесса в образовательном учреждении.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (УМК)

 Обществознание 6,7,8 ,9 класс. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. / Л.Н. Боголюбова.- М: Просвещение,

УЧЕБНЫЙ ПЛАН (КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ)

6 класс – 35 часов, 1 ч в неделю

7 класс – 35 часов, 1 ч в неделю

8 класс – 35 часов, 1 час в неделю

9 класс 32 часа, 1 час в неделю

 ЦЕЛИ:

1.Воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

2.Развитию личности на исключительно важном этапе ее социализации — в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;

3.Формированию у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;

4.Овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;

5.Формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

      Программа предусматривает выделение двух самостоятельных, связанных между собой этапов. Первый этап (6 класс) носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе. Второй этап (7-9 классы) ориентирован на более сложный круг вопросов и нее только сопровождает процесс социализации, но и способствует пред профильной подготовке учащихся, а также наиболее разносторонней подготовке к экзаменам. На втором этапе последовательность изучения учебного материала определяется с учетом воз-растных рубежей, изменения социального статуса (расширение дееспособности), социального опыта, познавательных возможностей учащихся. На каждом из этапов реализуются меж предметные связи с курсом истории и другими учебными дисциплинами

Планируемые результаты освоения предмета

Личностные результаты

Гражданского воспитания:

 — готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в  жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны;

 —  неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

 — представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;

 — представление о способах противодействия коррупции;

 — готовность к разнообразной созидательной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в  гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней).

Патриотического воспитания:

 — осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе;

 —  проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;

 — ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;

 —  уважение к символам России, государственным праздникам, историческому, природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.

Духовно-нравственного воспитания:

 —  ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;

 — готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;

 — активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.

Эстетического воспитания:

 —  восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства;

 — осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;

 —  понимание ценности отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества;

 —  стремление к самовыражению в разных видах искусства.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

 — осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни ; осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;

 —  соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде;

 — способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая;

 — сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.

Трудового воспитания:

 — установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

 — интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания;

 — осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;

 —  уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.

Экологического воспитания:

— ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценка возможных последствий своих действий для окружающей среды;

— повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;

—  готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

Ценности научного познания:

 — ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой;

 — овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;

 — овладение основными навыками исследовательской деятельности; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

Метапредметные результаты:

1. в умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

2. в умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

3. в способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;

4. в овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

5. в умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием элементов проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике:

— использование элементов причинно – следственного анализа;

— исследование несложных реальных связей и зависимостей;

— определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

— поиск и извлечение нужной информации по заданной теме и адаптированных источниках различного типа;

— перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

— подкрепление изученных положений конкретными примерами;

— оценка своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения  с окружающими; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

— определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметные результаты:

Человек. Деятельность человека

Выпускник научится:

  • использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы;
    • характеризовать    основные    возрастные    периоды    жизни    человека,                 особенности подросткового возраста;
    • в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;
    • характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека;
    • приводить примеры основных видов деятельности человека;
    • выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов.

Выпускник получит возможность научиться:

  • выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с деятельностью человека;
    • оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;
    • оценивать    последствия    удовлетворения    мнимых    потребностей,    на                 примерах показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью;
    • использовать    элементы    причинно-следственного    анализа    при                 характеристике межличностных конфликтов;
    • моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на человека, делать выводы.

Общество

Выпускник научится:

  • демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека;
    • распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;
    • характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;
    • различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;
    • выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества;
    • характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причины экологического кризиса;
    • на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональное поведение;
    • раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность;
    • конкретизировать примерами опасность международного терроризма.

Выпускник получит возможность научиться:

  • наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;
    • выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития;
    • осознанно содействовать защите природы.

Социальные нормы Выпускник научится:

  • раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;
    • различать отдельные виды социальных норм;
    • характеризовать основные нормы морали;
    • критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями;
    • раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества;
    • характеризовать специфику норм права;
    • сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;
    • раскрывать сущность процесса социализации личности;
    • объяснять причины отклоняющегося поведения;
    • описывать    негативные   последствия    наиболее    опасных    форм                 отклоняющегося поведения.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;
    • оценивать социальную значимость здорового образа жизни.

Сфера духовной культуры Выпускник научится:

  • характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры;
    • описывать явления духовной культуры;
    • объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;
    • оценивать роль образования в современном обществе;
    • различать уровни общего образования в России;
    • находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа;
    • описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение

к ним;

  • объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;
  • учитывать  общественные  потребности  при  выборе  направления  своей  будущей  

профессиональной деятельности;

  • раскрывать роль религии в современном обществе;
    • характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.

Выпускник получит возможность научиться:

  • описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;
    • характеризовать    основные    направления    развития    отечественной    культуры                 в современных условиях;
    • критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода.

Социальная сфера. Выпускник научится

  • описывать   социальную   структуру   в    обществах    разного   типа,                 характеризовать основные социальные общности и группы;
    • объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
    • характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства;
    • выделять параметры, определяющие социальный статус личности;
    • приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;
    • описывать основные социальные роли подростка;
    • конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;
    • характеризовать межнациональные отношения в современном мире;
    • объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения;
    • характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе;
    • раскрывать основные роли членов семьи;
    • характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни;
    • выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов.

Выражать    собственное   отношение   к    различным   способам    разрешения                                 семейных конфликтов.

Выпускник получит возможность научиться:

  • раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;
    • выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи;
    • выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;
    • формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;
    • использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов;
    • находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа.

Политическая сфера жизни общества Выпускник научится:

  • объяснять роль политики в жизни общества;
    • различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами;
    • давать характеристику формам государственно-территориального устройства;
    • различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки;
    • раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;
    • называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;
    • характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;
    • соотносить   различные   оценки   политических   событий   и    процессов    и                 делать обоснованные выводы.

Гражданин и государство Выпускник научится:

  • характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию;
    • объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;
    • раскрывать достижения российского народа;
    • объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
    • называть    и    иллюстрировать    примерами   основные   права   и    свободы                 граждан, гарантированные Конституцией РФ;
    • осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;
    • характеризовать конституционные обязанности гражданина.

Выпускник получит возможность научиться:

  • аргументировано обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире;
    • использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ.

Основы российского законодательства Выпускник научится:

  • характеризовать систему российского законодательства;
    • раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;
    • характеризовать гражданские правоотношения;
    • раскрывать смысл права на труд;
    • объяснять роль трудового договора;
    • разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;
    • характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;
    • характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;
    • конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;
    • характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;
    • раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;
    • анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;
    • исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;
    • находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.

Выпускник получит возможность научиться:

  • на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель
    • правомерного    социального    поведения,    основанного    на    уважении    к    закону                 и правопорядку;
    • оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;
    • осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами.
    • распределять    свои   материальные    и    трудовые   ресурсы,    составлять                 семейный бюджет.

Содержание

6 класс

Введение. Как работать с учебником   — 1 ч

Тема 1.Человек в социальном измерении – 11 ч

Тема 2. Человек среди людей – 9 ч

Тема 3. Нравственные основы жизни – 10 ч

Итоговое повторение  и обобщение материала курса обществознания -4 ч

7 класс

Введение       — 1 час

Тема 1. Регулирование поведения людей в обществе    — 11 часов

Тема 2. Человек в экономических отношениях —            15 часов

Тема 3. Человек и природа —           9 часов

8 класс

Личность и общество-         7 ч

Сфера духовной культуры – 7 ч

Социальная сфера — 5 ч

Экономика – 13 ч

Итоговое повторение – 3 ч

9 класс

Тема 1. Политика     — 8 ч

Тема 2. Право   — 26 ч

ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

Предусмотрены разнообразные виды  и формы контроля:

•          тест;

•          комплексная контрольная работа;

•          устный фронтальный опрос;

•          письменный опрос, сочинения.

      Рабочая программа по обществознанию (6-9 классы) составлена на основе следующих нормативных документов: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе Примерной программы по обществознанию для 6-9 классов, авторской программы по обществознанию к предметной линии учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова и обеспечивает конкретизацию содержания, объема, порядка изучения данной учебной дисциплины в рамках освоения основной образовательной программы (основного общего образования) с учетом целей, задач и особенностей  учебно- воспитательного процесса в образовательном учреждении.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (УМК)

 Обществознание 6,7,8 ,9 класс. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. / Л.Н. Боголюбова.- М: Просвещение,

УЧЕБНЫЙ ПЛАН (КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ)

6 класс – 35 часов, 1 ч в неделю

7 класс – 35 часов, 1 ч в неделю

8 класс – 35 часов, 1 час в неделю

9 класс 32 часа, 1 час в неделю

 ЦЕЛИ:

1.Воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

2.Развитию личности на исключительно важном этапе ее социализации — в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;

3.Формированию у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;

4.Овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;

5.Формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

      Программа предусматривает выделение двух самостоятельных, связанных между собой этапов. Первый этап (6 класс) носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе. Второй этап (7-9 классы) ориентирован на более сложный круг вопросов и нее только сопровождает процесс социализации, но и способствует пред профильной подготовке учащихся, а также наиболее разносторонней подготовке к экзаменам. На втором этапе последовательность изучения учебного материала определяется с учетом воз-растных рубежей, изменения социального статуса (расширение дееспособности), социального опыта, познавательных возможностей учащихся. На каждом из этапов реализуются меж предметные связи с курсом истории и другими учебными дисциплинами

Планируемые результаты освоения предмета

Личностные результаты

Гражданского воспитания:

 — готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в  жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны;

 —  неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

 — представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;

 — представление о способах противодействия коррупции;

 — готовность к разнообразной созидательной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в  гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней).

Патриотического воспитания:

 — осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе;

 —  проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;

 — ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;

 —  уважение к символам России, государственным праздникам, историческому, природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.

Духовно-нравственного воспитания:

 —  ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;

 — готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;

 — активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.

Эстетического воспитания:

 —  восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства;

 — осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;

 —  понимание ценности отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества;

 —  стремление к самовыражению в разных видах искусства.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

 — осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни ; осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;

 —  соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде;

 — способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая;

 — сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.

Трудового воспитания:

 — установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

 — интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания;

 — осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;

 —  уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.

Экологического воспитания:

— ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценка возможных последствий своих действий для окружающей среды;

— повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;

—  готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

Ценности научного познания:

 — ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой;

 — овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;

 — овладение основными навыками исследовательской деятельности; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

Метапредметные результаты:

1. в умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

2. в умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

3. в способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;

4. в овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

5. в умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием элементов проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике:

— использование элементов причинно – следственного анализа;

— исследование несложных реальных связей и зависимостей;

— определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

— поиск и извлечение нужной информации по заданной теме и адаптированных источниках различного типа;

— перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

— подкрепление изученных положений конкретными примерами;

— оценка своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения  с окружающими; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

— определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметные результаты:

Человек. Деятельность человека

Выпускник научится:

  • использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы;
    • характеризовать    основные    возрастные    периоды    жизни    человека,                 особенности подросткового возраста;
    • в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;
    • характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека;
    • приводить примеры основных видов деятельности человека;
    • выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов.

Выпускник получит возможность научиться:

  • выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с деятельностью человека;
    • оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;
    • оценивать    последствия    удовлетворения    мнимых    потребностей,    на                 примерах показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью;
    • использовать    элементы    причинно-следственного    анализа    при                 характеристике межличностных конфликтов;
    • моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на человека, делать выводы.

Общество

Выпускник научится:

  • демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека;
    • распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;
    • характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;
    • различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;
    • выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества;
    • характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причины экологического кризиса;
    • на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональное поведение;
    • раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность;
    • конкретизировать примерами опасность международного терроризма.

Выпускник получит возможность научиться:

  • наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;
    • выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития;
    • осознанно содействовать защите природы.

Социальные нормы Выпускник научится:

  • раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;
    • различать отдельные виды социальных норм;
    • характеризовать основные нормы морали;
    • критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями;
    • раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества;
    • характеризовать специфику норм права;
    • сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;
    • раскрывать сущность процесса социализации личности;
    • объяснять причины отклоняющегося поведения;
    • описывать    негативные   последствия    наиболее    опасных    форм                 отклоняющегося поведения.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;
    • оценивать социальную значимость здорового образа жизни.

Сфера духовной культуры Выпускник научится:

  • характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры;
    • описывать явления духовной культуры;
    • объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;
    • оценивать роль образования в современном обществе;
    • различать уровни общего образования в России;
    • находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа;
    • описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение

к ним;

  • объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;
  • учитывать  общественные  потребности  при  выборе  направления  своей  будущей  

профессиональной деятельности;

  • раскрывать роль религии в современном обществе;
    • характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.

Выпускник получит возможность научиться:

  • описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;
    • характеризовать    основные    направления    развития    отечественной    культуры                 в современных условиях;
    • критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода.

Социальная сфера. Выпускник научится

  • описывать   социальную   структуру   в    обществах    разного   типа,                 характеризовать основные социальные общности и группы;
    • объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
    • характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства;
    • выделять параметры, определяющие социальный статус личности;
    • приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;
    • описывать основные социальные роли подростка;
    • конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;
    • характеризовать межнациональные отношения в современном мире;
    • объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения;
    • характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе;
    • раскрывать основные роли членов семьи;
    • характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни;
    • выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов.

Выражать    собственное   отношение   к    различным   способам    разрешения                                 семейных конфликтов.

Выпускник получит возможность научиться:

  • раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;
    • выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи;
    • выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;
    • формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;
    • использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов;
    • находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа.

Политическая сфера жизни общества Выпускник научится:

  • объяснять роль политики в жизни общества;
    • различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами;
    • давать характеристику формам государственно-территориального устройства;
    • различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки;
    • раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;
    • называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;
    • характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;
    • соотносить   различные   оценки   политических   событий   и    процессов    и                 делать обоснованные выводы.

Гражданин и государство Выпускник научится:

  • характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию;
    • объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;
    • раскрывать достижения российского народа;
    • объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
    • называть    и    иллюстрировать    примерами   основные   права   и    свободы                 граждан, гарантированные Конституцией РФ;
    • осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;
    • характеризовать конституционные обязанности гражданина.

Выпускник получит возможность научиться:

  • аргументировано обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире;
    • использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ.

Основы российского законодательства Выпускник научится:

  • характеризовать систему российского законодательства;
    • раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;
    • характеризовать гражданские правоотношения;
    • раскрывать смысл права на труд;
    • объяснять роль трудового договора;
    • разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;
    • характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;
    • характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;
    • конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;
    • характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;
    • раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;
    • анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;
    • исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;
    • находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.

Выпускник получит возможность научиться:

  • на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель
    • правомерного    социального    поведения,    основанного    на    уважении    к    закону                 и правопорядку;
    • оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;
    • осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами.
    • распределять    свои   материальные    и    трудовые   ресурсы,    составлять                 семейный бюджет.

Содержание

6 класс

Введение. Как работать с учебником   — 1 ч

Тема 1.Человек в социальном измерении – 11 ч

Тема 2. Человек среди людей – 9 ч

Тема 3. Нравственные основы жизни – 10 ч

Итоговое повторение  и обобщение материала курса обществознания -4 ч

7 класс

Введение       — 1 час

Тема 1. Регулирование поведения людей в обществе    — 11 часов

Тема 2. Человек в экономических отношениях —            15 часов

Тема 3. Человек и природа —           9 часов

8 класс

Личность и общество-         7 ч

Сфера духовной культуры – 7 ч

Социальная сфера — 5 ч

Экономика – 13 ч

Итоговое повторение – 3 ч

9 класс

Тема 1. Политика     — 8 ч

Тема 2. Право   — 26 ч

ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

Предусмотрены разнообразные виды  и формы контроля:

•          тест;

•          комплексная контрольная работа;

•          устный фронтальный опрос;

•          письменный опрос, сочинения.