Программы разработаны на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. результатов основного общего образования, Программы по географии 5-9 классы авторского коллектива под редакцией А.И. Алексеева, О.А. Климановой, В.В. Климанова, В. А. Низовцева — М.: Дрофа,
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (УМК):
— О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В.Ким География «Землеведение» 5-6 класс. М.: Дрофа
— О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В.Ким География «Страноведение» 7 класс. М.: Дрофа
— А.И. Алексеев, В.А. Низовцев, Э.В.Ким География России «Природа и население» 8 класс. М.: Дрофа
— А.И. Алексеев, В.А. Низовцев, Э.В.Ким География России «Хозяйство и географические районы» 9 класс. М.: Дрофа
УЧЕБНЫЙ ПЛАН (количество часов):
— 5 класс — 1 час в неделю, 33 часа в год
— 6 класс — 1 час в неделю, 35 часов в год
— 7 класс — 2 часа в неделю,70 часов в год
— 8 класс — 2 часа в неделю,70 часов в год
— 9 класс — 2 часа в неделю, 68 часов в год
ЦЕЛИ:
- познание многообразия современного географического пространства, что позволяет ориентироваться в мире и представлять его географическую картину;
- социализация обучающихся как вхождение в мир культуры и социальных отношений, в процессе знакомства с природой, населением и хозяйством;
- приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере географической науки.
- формирование системы моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое самосознание, воспитание любви к природе;
- развитие познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладение методами исследования природы, населения и хозяйства, формирования интеллектуальных умений;
- овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
- формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам природы и хозяйства.
ЗАДАЧИ:
- расширить и конкретизировать представления о пространственной неоднородности поверхности Земли на разных уровнях ее дифференциации;
- создать образные представления о крупных регионах материков и странах с выделением особенностей их природы, природных богатств, их использовании населением;
- формировать картографическую грамотность обучающихся посредством работы с картами разнообразного содержания и масштаба;
- развивать практические географические умения извлекать информацию из различных источников знаний;
- обучать составлению комплексных характеристик регионов и стран, в центре которых – человек, люди, народы материков и стран, их образ жизни;
- развить глобальные и региональные представления о природе Земли, о людях, ее населяющих, об их хозяйственной деятельности, особенностях жизни и различных природных условиях;
- сформировать умения по работе с источниками информации – географическими картами, текстом учебника, таблицами, диаграммами;
- выявлять причинно-следственные связи между различными географическими явлениями;
- сформировать представление о географических природных и социально-географических объектах, процессах и явлениях как изменяющихся и развивающихся не только в географическом пространстве России, но и во времени.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Личностными результатами обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Патриотическое воспитание: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию природы, населения, хозяйства России, регионов и своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — цивилизационному вкладу России; ценностное отношение к историческому и природному наследию и объектам природного и культурного наследия человечества, традициям разных народов, проживающих в родной стране; уважение к символам России, своего края.
Гражданское воспитание: осознание российской гражданской идентичности (патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувства ответственности и долга перед Родиной); готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны для реализации целей устойчивого развития; представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, готовность к участию в гуманитарной деятельности («экологический патруль», волонтёрство).
Духовно-нравственное воспитание: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий для окружающей среды; развивать способности решать моральные проблемы на основе личностного выбора с опорой на нравственные ценности и принятые в российском обществе правила и нормы поведения с учётом осознания последствий для окружающей среды.
Эстетическое воспитание: восприимчивость к разным традициям своего и других народов, понимание роли этнических культурных традиций; ценностного отношения к природе и культуре своей страны, своей малой родины; природе и культуре других регионов и стран мира, объектам Всемирного культурного наследия человечества.
Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений географических наук об основных закономерностях развития природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение читательской культурой как средством познания мира для применения различных источников географической информации при решении познавательных и практико-ориентированных задач; овладение основными навыками исследовательской деятельности в географических науках, установка на осмысление опыта, наблюдений и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); соблюдение правил безопасности в природе; навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека; готовность и способность осознанно выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни; бережно относиться к природе и окружающей среде.
Трудовое воспитание: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения географических знаний; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.
Экологическое воспитание: ориентация на применение географических знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
— Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
— Умение планировать пути достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
— Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
— Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
— Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
— Умение определять понятия, устанавливать аналогии, выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, ум- заключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
— Владение умением создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
— Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
— Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
— Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ — компетенции).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
— Формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
— Формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
— Формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
— Овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
— Овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
— Овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
— Формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания;
— Создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний и выбора географии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ:
6 класс
- Земля во вселенной-3 ч
- Путешествия и их географическое отражение -5 ч
- Природа Земли -19 ч
- Географическая оболочка – среда жизни -5 ч
- Повторение-3 ч
7 класс
- Введение — 4 ч
- Земля-планета людей -10 ч
- Материки, океаны и страны мира -48 ч
- Человек и планета: история взаимоотношений – 5ч
- Повторение -3 ч
8 класс
- Пространства России -7 ч
- Природа и человек -35 ч
- Ростовская область -7ч
- Население России -20 ч
- Повторение -1 ч
9 класс
- Введение -1 ч
- Хозяйство России -15 ч
- Европейская часть России. -32 ч
- Особенности населения и хозяйства Ростовской области
- Азиатская часть России -12 ч
- Повторение -3 ч
ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Предусмотрены разнообразные виды (вводный, текущий, промежуточный, тематический, итоговый) и формы контроля:
— практические занятия и самостоятельные работы;
— проверочные работы по темам;
— различные формы опроса на занятиях;
— доклады по заданным темам;
— решение задач по отдельным темам курса;
— составление презентаций;
— географические диктанты;
— тематические тесты.
Принципы работы с учащимися с ОВЗ:
1. Организация работы с учетом их особенностей.
2. Метод сопровождения.
3. Доступность изложения учебного материала.
4. Адаптация к школе и социальному окружению.
5. Контрольные мероприятия, направленные не на выявления конкретных знаний (даты, термины), а на выявление того, как ученик научился логически мыслить, обобщать, делать выводы, классифицировать, анализировать, применять знания на практике, корректируя их как в сторону усложнения заданий, так и в сторону их упрощения.
Усвоение учебного материала по истории вызывает затруднения у учащихся с ЗПР в связи с такими их особенностями, как быстрая утомляемость, недостаточность абстрактного мышления, недоразвитие пространственных представлений, низкие общеучебные умения и навыки. Учет особенностей учащихся классов VII вида требует, чтобы при изучении нового материала обязательно происходило многократное его повторение; расширенное рассмотрение тем и вопросов, раскрывающих связь истории с жизнью; актуализация первичного жизненного опыта учащихся.
Адаптированная программа ставит следующие цели:
- изучение исторического материала;
- овладение знаниями и умениями;
- коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика;
- формирование личностных качеств гражданина;
- подготовка подростка с ОВЗ к жизни,
Адаптированная образовательная программа призвана решать ряд задач: образовательных, воспитательных, коррекционно – развивающих.
Образовательные задачи: усвоить важнейшие факты истории; создать исторические представления, отражающие основные явления прошлого; усвоить доступные для учащихся исторические понятия, понимание некоторых закономерностей общественного развития; овладеть умением применять знания по истории в жизни;
выработать умения и навыки самостоятельной работы с историческим материалом.
Воспитательные задачи: гражданско – патриотическое воспитание учащихся; воспитание уважительного отношения к народам разных национальностей; нравственно — эстетическое воспитание; трудовое воспитание; формирование мировоззрения учащихся.
Коррекционно – развивающие задачи: развитие и коррекция: внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы.
История как учебный предмет в классах для детей с ОВЗ имеет большое значение для всестороннего развития учащихся. Исторический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые события и явления, понимать причинно-следственные связь. Работа с историческими атласами и картами, способствует развитию абстрактного мышления. Систематическая словарная работа на уроках истории расширяет словарный запас детей, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.
Формы контроля: тестирование, самостоятельная работа, практическая работа, творческая работа, зачет, защита проекта.