География 5 класс — аннотация к рабочим программам

Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2021г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;  Программы  основного общего  образования География (для 5–9 классов образовательных организаций), разработанной Институтом стратегии развития образования российской академии образования (Москва 2021 год).

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (УМК)

  • О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В.Ким География «Землеведение» 5-6 класс.       М.: Дрофа
  • Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. и др География 5-6 класс.      

АО Издательство Просвещение

УЧЕБНЫЙ ПЛАН (КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ)

  • 5 класс — 1 час в неделю, 33 часа в год

ЦЕЛЬ:

  • Познание многообразия современного географического пространства, что позволяет ориентироваться в мире и представлять его географическую картину.

ЗАДАЧИ:

  •  формирование представлений о строении нашей планеты, о географических открытиях, объектах, процессах и явлениях.
  • расширить и конкретизировать представления о пространственной неоднородности поверхности Земли, о рельефе земной поверхности и методах его изучения.
  • развивать практические географические умения извлекать информацию из различных источников знаний;
  • выявлять причинно-следственные связи между различными географическими явлениями;
  • формировать картографическую грамотность обучающихся посредством работы с картами разнообразного содержания и масштаба.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностными результатами обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, иници­ативной и успешной личности, обладающей системой современ­ных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идей­но-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Личностные результаты освоения программы основного общего образования по географии должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширения опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:

Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию природы, населения, хозяйства России, регионов и своего края.

    Гражданского воспитания: осознание российской гражданской идентичности (патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувства ответственности и долга перед Родиной).

Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм.

 Эстетического воспитания: восприимчивость к разным традициям своего и других народов, понимание роли этнических культурных традиций; ценностного отношения к природе и культуре своей страны, своей малой родины; природе и культуре других регионов и стран мира, объектам Всемирного культурного наследия человечества.

Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений географических наук об основных закономерностях развития природы и  общества, овладение основными навыками исследовательской деятельности в географических науках, установка на осмысление опыта, наблюдений и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни.

Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения географических знаний.

Экологического воспитания: ориентация на применение географических знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и позна­вательной  деятельности,  развивать мотивы  и  интересы  своей познавательной деятельности;
  • умение планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, выбирать наибо­лее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми ре­зультатами, осуществлять контроль своей деятельности в про­цессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной за­дачи, собственные возможности её решения;
  • владение основами  самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и по­знавательной деятельности;
  • умение определять понятия, устанав­ливать аналогии, выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое  рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и де­лать выводы;
  • владение умением создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познава­тельных задач;

смысловое чтение;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и сов­местную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разре­шать конфликты на основе согласования позиций и учёта ин­тересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соот­ветствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции сво­ей деятельности; владение устной и письменной речью; моноло­гической контекстной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области ис­пользования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ — компетенции).

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

—  Приводить примеры географических объектов, процессов и явлений, изучаемых различными ветвями географической науки;

—  приводить примеры методов исследования, применяемых в географии;

—  выбирать источники географической информации (картографические, текстовые, видео и фотоизображения, интернет-ресурсы), необходимые для изучения истории географических открытий и важнейших географических исследований современности;

—  интегрировать и интерпретировать информацию о путешествиях и географических исследованиях Земли, представленную в одном или нескольких источниках;

—  различать вклад великих путешественников в географическое изучение Земли;

—  описывать и сравнивать маршруты их путешествий;

—  находить в различных источниках информации (включая интернет-ресурсы) факты, позволяющие оценить вклад российских путешественников и исследователей в развитие знаний о Земле;

—  различать вклад великих путешественников в географическое изучение Земли;

—  описывать и сравнивать маршруты их путешествий;

—  находить в различных источниках информации (включая интернет-ресурсы) факты, позволяющие оценить вклад российских путешественников и исследователей в развитие знаний о Земле;

—  определять направления, расстояния по плану местности и по географическим картам, географические координаты по географическим картам;

—  использовать условные обозначения планов местности и географических карт для получения информации, необходимой для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

—  применять понятия «план местности», «географическая карта», «аэрофотоснимок», «ориентирование на местности», «стороны горизонта», «горизонтали», «масштаб», «условные знаки» для решения учебных и практико-ориентированных задач;

—  различать понятия «план местности» и «географическая карта», параллель» и «меридиан»;

—   приводить примеры влияния Солнца на мир живой и неживой природы;

—  объяснять причины смены дня и ночи и времён года;

—  устанавливать эмпирические зависимости между продолжительностью дня и географической широтой местности, между высотой Солнца над горизонтом и географической широтой местности на основе анализа данных наблюдений; описывать внутреннее строение Земли;

—   различать понятия «земная кора»; «ядро», «мантия»; «минерал» и «горная порода»;

—  различать понятия «материковая» и «океаническая» земная кора;

—  различать изученные минералы и горные породы, материковую и океаническую земную кору;

—  показывать на карте и обозначать на контурной карте материки и океаны, крупные формы рельефа Земли;

—  различать горы и равнины;

—  классифицировать формы рельефа суши по высоте и по внешнему облику;

—  называть причины землетрясений и вулканических извержений;

—  применять понятия «литосфера», «землетрясение», «вулкан», «литосферная плита», «эпицентр землетрясения» и «очаг землетрясения» для решения учебных и (или) практикоориентированных задач;

—  применять понятия «эпицентр землетрясения» и «очаг землетрясения» для решения познавательных задач;

—  распознавать проявления в окружающем мире внутренних и внешних процессов рельефообразования: вулканизма, землетрясений; физического, химического и биологического видов выветривания;

—   классифицировать острова по происхождению;

—  приводить примеры опасных природных явлений в литосфере и средств их предупреждения;

—  приводить примеры изменений в литосфере в результате деятельности человека на примере своей местности, России и мира;

—  приводить примеры актуальных проблем своей местности, решение которых невозможно без участия представителей географических специальностей, изучающих литосферу;

—  приводить примеры действия внешних процессов рельефообразования и наличия полезных ископаемых в своей местности;

—  представлять результаты фенологических наблюдений и наблюдений за погодой в различной форме (табличной, графической, географического описания).

      СОДЕРЖАНИЕ:

  • Географическое изучение Земли -9 ч
  • Изображения земной поверхности -10 ч
  • Земля — планета Солнечной системы -6 ч
  • Оболочки Земли -8 ч
  • Заключение -1 ч

      ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

Предусмотрены разнообразные виды (вводный, текущий, промежуточный, тематический, итоговый) и формы контроля:

— практические занятия и самостоятельные работы;

— проверочные работы по темам;

— различные формы опроса на занятиях;

— доклады по заданным темам;

— решение задач по отдельным темам;

— составление презентаций;

— географические диктанты;

— тематические тесты.