Информатика и ИКТ – аннотация к рабочим программам (7-9 классы)

Программы разработаны на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основного общего  образования, Программы  Информатика. Программа для основной школы .  7-9 классы — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (УМК):

  • Босова Л.Л. Информатика и ИКТ. 7 класс. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний
  • Босова Л.Л. Информатика и ИКТ. 8 класс. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний
  • Босова Л.Л. Информатика и ИКТ. 9 класс. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний

УЧЕБНЫЙ ПЛАН (количество часов):

  • 7 класс – 1 час в неделю, 35 часа в год
  • 8 класс – 1 час в неделю, 35 часа в год
  • 9 класс – 1 часа в неделю, 34 часов в год

 ЦЕЛИ:

  • формирование основ научного мировоззрения в процессе систематизации, теоретического осмысления и обобщения имеющихся и получения новых знаний,
    умений и способов деятельности в области информатики и информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);
  • совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, навыков информационного моделирования, исследовательской деятельности и т.д.; развитие навыков самостоятельной учебной деятельности школьников;
  • воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения, стремления к созидательной деятельности и к продолжению образования с применением средств ИКТ.

 ЗАДАЧИ:

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
    развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Программы обеспечивают достижение выпускниками основной школы определённых личностных, метапредметных и предметных  результатов.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  1. Гражданское воспитание:
  2. представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, в том числе в социальных сообществах; готовность к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, создании учебных проектов; стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; готовность оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; готовность обучающихся противостоять негативным социальным явлениям.
  3. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности:
  4.  ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному наследию; понимание значения информатики как науки в жизни современного общества; владение достоверной информацией о передовых мировых и отечественных достижениях в области информатики и информационных технологий; заинтересованность в научных знаниях о цифровой трансформации современного общества.
  5. Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских

                         традиционных  ценностей:

  • формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, в том числе в сети Интернет.
  • Приобщение детей к культурному наследию (эстетическое воспитание):
  • эстетическое отношение к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
  • Популяризация научных знаний среди детей (ценности научного познания):
  • мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; информационная культура, в том числе навыки самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, разнообразными средствами информационных технологий;  готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.
  • Физическое воспитание и формирование культуры здоровья:
  • физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
  • Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение:
  • осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов; готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности.
  • Экологическое воспитание:
  • экологическая культура, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, в том числе с учётом возможностей ИКТ.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Владение общепредметными понятиями  «объект», «система»,  «модель», «алгоритм»,
    «исполнитель».
  • Владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
  • Владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи.
  • Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
  • Владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
  • Владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно- графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы, самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования.
  • ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств.
  • Формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах.
  • Развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической.
  • Формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных.
  • Формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

СОДЕРЖАНИЕ

 7 класс

  •  Введение. Информация и информационные процессы – 7 ч
  • Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией – 7  ч
  • Обработка графической информации – 4 ч
  • Обработка текстовой информации -7 ч
  • Мультимедиа – 4 ч
  • Повторение курса 7 класса — 6 часа

8 класс

 I Математические основы информатики – 13 ч, из них:

        1.1 Системы счисления -5

        1.2 Представление чисел в компьютере -2

        1.3 Элементы теории множеств и комбинаторики-2

        1.4 Элементы алгебры логики-4

II Основы алгоритмизации – 10 ч, из них:

        2.1 Алгоритмы и исполнители -1

        2.2 Способы записи алгоритмов-3

        2.3 Объекты алгоритмов-2

        2.4 Основные алгоритмические конструкции -4

III Начала программирования – 8 x, из них :

        3.1 Общие сведения о языке программирования Паскаль -3

        3.2 Организация ввода и вывода данных- 2

        3.3-4 Программирование линейных алгоритмов. Программирование разветвляющихся     

                  алгоритмов-1

        3.5 Программирование циклических  алгоритмов-2

IV Повторение курса 8 класса — 4

 9 класс

 I  Моделирование и формализация –  14 ч , из них:

1.1 моделирование как метод познания-2ч

1.2 Знаковые модели -3ч

1.3 Графические информационные модели -2ч

1.4. Табличные информационные модели-2ч

1.5 База данных как модель предметной области -2ч

1.6 Система управления базами данных- 3ч

 II Алгоритмизация и программирование – 10ч, из них:

2.1 Решение задач на компьютере- 2ч

2.2 Одномерные массивы целых чисел- 2ч

2.3 Конструирование алгоритмов – 2ч

2.4. Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль-2ч

2.5 Алгоритмы управления -2ч

 III Обработка числовой информации в электронных таблицах – 6ч,  из них:

 3.1 Электронные таблицы -2ч

3.2 Организация вычислений в электронных таблицах- 2ч

3.3  Средства анализа и визуализации данных -2 ч

.IV Коммуникационные технологии — 4ч , из них:

4.1 Локальные и глобальные компьютерные сети-1ч

4.2 Всемирная компьютерная сеть интернет-1ч

 4.3 Информационные ресурсы и сервисы интернета. -1ч

4.4 Создание веб-сайта-1ч

 ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

  • Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса.
  • Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовыми заданиями.
  • Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы.  

Принципы работы с учащимися с ОВЗ:

1. Организация работы с учетом их особенностей.

2. Метод сопровождения.

3. Доступность изложения учебного материала.

4. Адаптация к школе и социальному окружению.

5. Контрольные мероприятия, направленные не на выявления конкретных знаний (даты, термины), а на выявление того, как ученик научился логически мыслить, обобщать, делать выводы, классифицировать, анализировать, применять знания на практике, корректируя их как в сторону усложнения заданий, так и в сторону их упрощения.

   Усвоение учебного материала по истории вызывает затруднения у учащихся с ЗПР в связи с такими их особенностями, как быстрая утомляемость, недостаточность абстрактного мышления, недоразвитие пространственных представлений, низкие общеучебные умения и навыки. Учет особенностей учащихся классов VII вида требует, чтобы при изучении нового материала обязательно происходило многократное его повторение; расширенное рассмотрение тем и вопросов, раскрывающих связь истории с жизнью; актуализация первичного жизненного опыта учащихся.

Адаптированная  программа ставит следующие цели:

  • изучение исторического материала;
  • овладение знаниями и умениями;
  • коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика;
  • формирование личностных качеств гражданина;
  • подготовка подростка с ОВЗ к жизни,

   Адаптированная образовательная программа призвана решать ряд задач: образовательных, воспитательных, коррекционно – развивающих.

   Образовательные задачи: усвоить важнейшие факты истории; создать исторические представления, отражающие основные явления прошлого; усвоить доступные для учащихся исторические понятия, понимание некоторых закономерностей общественного развития; овладеть умением применять знания по истории в жизни;

выработать умения и навыки самостоятельной работы с историческим материалом.

   Воспитательные задачи: гражданско – патриотическое воспитание учащихся; воспитание уважительного отношения к народам разных национальностей; нравственно — эстетическое воспитание; трудовое воспитание; формирование мировоззрения учащихся.

Коррекционно – развивающие задачи: развитие и коррекция: внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы.

История как учебный предмет в классах для детей с ОВЗ имеет большое значение для всестороннего развития учащихся. Исторический  материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые события и явления, понимать причинно-следственные связь. Работа с историческими атласами и  картами, способствует развитию абстрактного мышления. Систематическая словарная работа на уроках истории расширяет словарный запас детей, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.

Формы контроля: тестирование, самостоятельная работа, практическая работа, творческая работа, зачет, защита проекта.