Рабочая программа предназначена для изучения истории в основной школе (6-9 классы), составлена в соответствии с положениями
1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
2. Концепции нового единого учебно-методического комплекса по отечественной истории;
3. Историко-культурного стандарта;
4. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Новониколаевской сош
5. Примерной программы по истории для 5-9 классов, авторской программы по Истории России к предметной линии учебников Н. М. Арсентьева, А. А. Данилова и др. под редакцией А. В. Торкунова в основной школе (6—9 классы), авторских программ А.А. Вигасина — А.О. Сороко Цюпы «Всеобщая история», М. «Просвещение».
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (УМК)
6 класс. — 1.«История России. 6 класс», авторы: Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов и др. под редакцией А. В. Торкунова , Просвещение,
2. История средних веков. А.В. Агибалова, Т.М. Донской, Просвещение
7 класс. — 1. Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. Всеобщая история. История Нового времени. 16-17 век. 7 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение,
2. Арсентьев Н.М., Данилов А.А. и др. под редакцией А. В. Торкунова «История России. 7 класс»: учеб. для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение,
8 класс. -1. Юдовская А. Я., Баранов П. А., Ванюшкина Л. М. Всеобщая история. История Нового времени. 18 век. 8 класс. — М. «Просвещение».
2. История России. 8 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В., и др./Под ред. Торкунова А.В.- М. «Просвещение»,
9 класс. -1. Юдовская А. Я., Баранов П. А., Ванюшкина Л. М. Всеобщая история. История Нового времени. 19 – начало 20 века. 9 класс. — М. «Просвещение»
2. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В., Токарева А.Я. История России. 9 класс: учебник. — В 2-х частях: Часть 1, Часть 2 / Под ред. А.В. Торкунова. — М.: Просвещение,
УЧЕБНЫЙ ПЛАН (КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ)
6 класс — 70 часов, 2 часа в неделю
7 класс – 70 часов, 2 часа в неделю
8 класс – 70 часов, 2 часа в неделю
9 класс – 68 часов, 2 часа в неделю
Распределение часов, предназначенных на изучение курсов всеобщей истории и истории России с VI по IX классы, осуществляется в соответствии со стандартом и авторской программой:
Цели и задачи изучения предмета.
Главная цель изучения истории в современной школе – образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.
Цели изучения предмета:
*воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
*освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
*овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
*формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;
*применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, для участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
Задачи изучения истории:
*познакомить обучающихся с совокупностью знаний об основных этапах исторического пути человечества;
*вырабатывать у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом и настоящем;
*развивать у обучающихся способности рассматривать события и явления прошлого и настоящего, пользуясь приёмами исторического анализа, применять исторические знания при рассмотрении современных событий;
*развивать гуманитарную культуру школьников, приобщать к ценностям культуры;
*воспитывать уважение к истории, культуре, традициям своего и других народов
*сформировать у учащихся целостное представление об историческом пути России и о судьбах населяющих ее народов, об основных этапах, о важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории;
*сформировать у обучающихся понимание места и роли России во всемирно – историческом процессе, значения наследия этого периода для современного общества.
Планируемые результаты освоения программы
6 класс.
История Средних веков. От Древней Руси к Российскому государству (VIII –XV вв.)
Личностные результаты,
Духовно-нравственного воспитания:
• проявление эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
• уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;
• навыки осмысления социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
Патриотического воспитания:
• уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности;
• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XV в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• познавательный интерес к прошлому своей Родины;
формирование патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотического воспитания;
Гражданского воспитания:
• изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;
• следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями, формирование коммуникативной компетентности;
• обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других обучающихся под руководством педагога;
• расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении.
Трудового воспитания:
- развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;
- содействия профессиональному самоопределению, приобщения к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.
Эстетического воспитания:
- приобщение к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы;
- приобщение к уникальному российскому культурному наследию, в том числе литературному, музыкальному, художественному, театральному и кинематографическому;
- воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
Метапредметные результаты
• формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;
• планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей;
• соотносить свои действия с планируемыми результата ми, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;
• работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект и т. д.);
• собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (при помощи педагога);
• использовать современные источники информации — материалы на электронных носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете под руководством педагога;
• привлекать ранее изученный материал при решении познавательных задач;
• ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу;
• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);
• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы, презентации и др., а также в виде письменных работ;
• использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;
• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;
• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;_
• определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат.
Выпускник научится:
- локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и развития Российского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;
- использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций и др.;
- проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья;
- составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории;
- раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений, политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;
- объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков;
- сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);
- давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков.
Выпускник получит возможность научиться:
- давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток);
- сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
- составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение.
7-8 класс.
История Нового времени. Россия в XVI – ХVIII веках.
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе с учетом программы воспитания относятся:
Патриотическое воспитание:
- — первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XVII в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
Гражданское воспитание:
- — освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
- — осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- — понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
- — воспитание личной гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отечеству как к многонациональному и мультикультурному образованию;
Духовно-нравственное воспитание:
- — развитие личностных и духовных качеств, позволяющих уважительно и доброжелательно относится к другим людям, их мнению, мировоззрению, культуре, языку, гражданской позиции, истории, культуре;
- — формирование толерантного отношения к религии, традициям, языку и ценностям народов России;
- — следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
Эстетическое воспитание:
- — воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;
- — приобщение к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы;
- — популяризация российских культурных, нравственных и семейных ценностей;
Трудовое воспитание реализуется посредством:
- — воспитания уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;
- — формирования умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей;
- — развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий.
- Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:
- — осуществлять постановку учебной задачи (при поддержке учителя);
- — способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
- — владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- — способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- — готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
- — освоение обучающимися способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальной жизни ;
- — использовать в учебной деятельности современные источники информации, находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и Интернете под руководством педагога;
- — умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, использовать информационно-коммуникационные технологии;
- — формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве в процессе образовательной, творческой и других видов деятельности
- — умение формировать и осваивать универсальные учебные действия, ставить для себя новые задачи в познавательной деятельности;
Предметные результаты:
Выпускник научится:
- локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;
- использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизации и др.;
- анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
- составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;
- систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
- раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;
- объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);
- сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;
- давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.
Выпускник получит возможность научиться:
- используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время;
- использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
- сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;
- применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.
9 класс.
История Нового времени. Россия в XIX – начале ХX веке.
Личностные результаты освоения учебного предмета «История»:
в сфере патриотического воспитания:
— осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
— ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
— уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
в сфере гражданского воспитания:
— осмысление исторической традиции и примеров гражданского служения Отечеству;
— готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав; уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
— активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны;
— неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; неприятие действий, наносящих ущерб социальной и природной среде;
в духовно-нравственной сфере:
— представление о традиционных духовно-нравственных ценностях народов России; ориентация на моральные ценности и нормы современного российского общества в ситуациях нравственного выбора;
— готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков;
в понимании ценности научного познания:
— осмысление значения истории как знания о развитии человека и общества, о социальном, культурном и нравственном опыте предшествующих поколений; овладение навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма;
— формирование и сохранение интереса к истории как важной составляющей современного общественного сознания;
в сфере эстетического воспитания:
— представление о культурном многообразии своей страны и мира;
— осознание важности культуры как воплощения ценностей общества и средства коммуникации; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;
— уважение к культуре своего и других народов;
в формировании ценностного отношения к жизни и здоровью:
— осознание ценности жизни и необходимости ее сохранения (в том числе — на основе примеров из истории); представление об идеалах гармоничного физического и духовного развития человека в исторических обществах (в античном мире, эпоху Возрождения) и в современную эпоху;
в сфере трудового воспитания:
— понимание на основе знания истории значения трудовой деятельности людей как источника развития человека и общества; представление о разнообразии существовавших в прошлом и современных профессий;
— уважение к труду и результатам трудовой деятельности человека;
— определение сферы профессионально-ориентированных интересов, построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов;
в сфере экологического воспитания:
— осмысление исторического опыта взаимодействия людей с природной средой;
— осознание глобального характера экологических проблем современного мира и необходимости защиты окружающей среды; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
— готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
в сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и природной среды:
— представления об изменениях природной и социальной среды в истории, об опыте адаптации людей к новым жизненным условиям, о значении совместной деятельности для конструктивного ответа на природные и социальные вызовы.
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:
— способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
— владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
— способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
— готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
— освоение обучающимися способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальной жизни ;
— развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего;
— умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, использовать информационно-коммуникационные технологии;
— формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве в процессе образовательной, творческой и других видов деятельности
— умение формировать и осваивать универсальные учебные действия, ставить для себя новые задачи в познавательной деятельности;
Предметные результаты:
В результате изучения учебного предмета «История» на уровне основного общего образования.
Обучающийся научится:
- овладевать целостным представлением об историческом пути народов и государств Нового времени как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;
- оперировать историческими знаниями о территории государств мира и их границах, об их изменениях на протяжении XIX – XX вв.;
- о социально-политическом устройстве крупнейших государств мира (в том числе России) и регионов; об основных идеологиях XIX века (консерваторы, либералы, демократы, социалисты, коммунисты, националисты), их отличительных чертах и особенностях, о роли идеологий в политической жизни государств, в борьбе за права и свободы граждан;
- использовать историческую карту для анализа и описания военных действий, процессов объединения;
- понимать смысл исторических терминов, понятий; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений XIX – нач. XX вв.;
- характеризовать процессы промышленной революции, индустриализации, монополизации, миграции населения, урбанизации, происходящих в экономике стран мира в XIX – начале XX вв., определять их последствия и значение;
- называть достижения культуры европейских стран, США, России в XIX – начале XX вв.; понимать многообразие и разнообразие культурных достижений, причин формирования массовой культуры;
- устанавливать синхронистические связи истории стран Европы, Америки и Азии с историей России в XIX – начале XX вв.;
- устанавливать причинно-следственные связи исторических событий и процессов второго периода Новой Истории;
- расширять опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деятельности людей, общественных групп и народов в XIX – начале XX вв.
Обучающийся получит возможность научиться:
- работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию; сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
- давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Нового времени;
- составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников культуры России и других стран, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение.
- уважать всемирное историческое наследие, культуру разных народов; применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников, созданных в Новое время;
- определять собственное отношение к дискуссионным проблемам всеобщей истории в XIX – начале XX вв., аргументировать свою позицию.
Содержание программы
6 класс
Всеобщая история. История Средних веков
Введение. Понятие «Средние века». Хронологические рамки Средневековья – 1 ч |
Становление средневековой Европы (VI-XI вв.) — 5 ч |
Византийская империя и славяне в VI – XI вв. – 2 ч |
Арабы в VI-XI вв. – 2 ч |
Феодалы и крестьяне. |
Средневековый город в Западной и Центральной Европе. – 3 ч |
Католическая церковь в XI-XIII веках. Крестовые походы. – 2 ч |
Образование централизованных государств в Западной Европе в XI—XV вв. – 6 ч |
Славянские государства и Византия в XIV-XV веках – 2 ч |
Культура Западной Европы в Средние века – 3 ч |
Страны Азии, Америки и Африки в Средние века — 1 |
Повторение и контроль – 1 ч |
История России. История России с древности до XV в.
Введение. Наша Родина — Россия 1 ч | |
Народы и государства на территории нашей страны в древности – 4 ч | |
Русь в IX — первой половине XII в. – 8 ч | |
Русь в середине ХII — начале XIII в. – 5 ч | |
Русские земли в середине XIII — XIV в. – 8 ч | |
Формирование единого Русского государства – 9 ч | |
Повторение и контроль – 3 ч |
7 класс.
История Нового времени 1500-1800 гг
Введение – 1 ч |
Глава 1. Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация – 13 ч |
Глава 2. Первые революции Нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и в колониях) — 3 ч |
Глава 3. Эпоха Просвещения. Время преобразований – 5 ч |
Глава 4. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации – 1 ч |
Обобщение и повторение по курсу «История Нового времени 1500-1800 гг.» — 5 ч |
История России Россия в XVI веке — 21 ч |
Россия при первых Романовых -21 ч |
8 класс
История Нового времени. 1800-1900.
Становление индустриального общества. — 8 ч
Строительство новой Европы . — 8 ч
Страны Западной Европы в конце XIX в. — 4 ч
Две Америки. — 2 ч
Традиционные общества в XIX в.: новый этап колониализма — 1 ч
Международные отношения в конце XIX – начале XX вв.- 1 ч
Итоговое повторение — 2 ч
История России
Россия в эпоху преобразований Петра I 14
Россия при наследниках Петра: эпоха дворцовых переворотов 7
Российская империя при Екатерине II — 10 ч
Российская империя при Павле I — 3 ч
Культурное пространство Российской империи в XVIII веке -8ч
Итоговое повторение — 1 ч
Всеобщая история
Начало индустриальной эпохи — 8 ч
Страны Европы и США в первой половине XIX в. — 7 ч
Азия, Африка и Латинская Америка в XIX — начале XX в. — 4 ч
Страны Европы и США во второй половине XIX — начале XX в. — 8 ч
История России
Россия в первой четверти XIX в. — 11 ч
Россия во второй четверти XIX в. — 6 ч
Россия в эпоху Великих реформ — 7ч
Россия в 1880—1890-е гг. — 7 ч
Россия в начале XX в. — 8 ч
Итоговое повторение — 2 ч
ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Предусмотрены разнообразные виды и формы контроля:
- исторические диктанты (по датам, личностям, терминам);
- тест;
- создание проектов;
- устный пересказ, опрос;
- сочинения небольшого объёма;
- творческие работы (рисунок, поделка);
- рефераты, доклады, сообщения;
- работа с исторической и контурной картой;
- решение исторических и проблемных задач.
Принципы работы с учащимися с ОВЗ:
1. Организация работы с учетом их особенностей.
2. Метод сопровождения.
3. Доступность изложения учебного материала.
4. Адаптация к школе и социальному окружению.
5. Контрольные мероприятия, направленные не на выявления конкретных знаний (даты, термины), а на выявление того, как ученик научился логически мыслить, обобщать, делать выводы, классифицировать, анализировать, применять знания на практике, корректируя их как в сторону усложнения заданий, так и в сторону их упрощения.
Усвоение учебного материала по истории вызывает затруднения у учащихся с ЗПР в связи с такими их особенностями, как быстрая утомляемость, недостаточность абстрактного мышления, недоразвитие пространственных представлений, низкие общеучебные умения и навыки. Учет особенностей учащихся классов VII вида требует, чтобы при изучении нового материала обязательно происходило многократное его повторение; расширенное рассмотрение тем и вопросов, раскрывающих связь истории с жизнью; актуализация первичного жизненного опыта учащихся.
Адаптированная программа ставит следующие цели:
- изучение исторического материала;
- овладение знаниями и умениями;
- коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика;
- формирование личностных качеств гражданина;
- подготовка подростка с ОВЗ к жизни,
Адаптированная образовательная программа призвана решать ряд задач: образовательных, воспитательных, коррекционно – развивающих.
Образовательные задачи: усвоить важнейшие факты истории; создать исторические представления, отражающие основные явления прошлого; усвоить доступные для учащихся исторические понятия, понимание некоторых закономерностей общественного развития; овладеть умением применять знания по истории в жизни;
выработать умения и навыки самостоятельной работы с историческим материалом.
Воспитательные задачи: гражданско – патриотическое воспитание учащихся; воспитание уважительного отношения к народам разных национальностей; нравственно — эстетическое воспитание; трудовое воспитание; формирование мировоззрения учащихся.
Коррекционно – развивающие задачи: развитие и коррекция: внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы.
История как учебный предмет в классах для детей с ОВЗ имеет большое значение для всестороннего развития учащихся. Исторический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые события и явления, понимать причинно-следственные связь. Работа с историческими атласами и картами, способствует развитию абстрактного мышления. Систематическая словарная работа на уроках истории расширяет словарный запас детей, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.
Формы контроля: тестирование, самостоятельная работа, практическая работа, творческая работа, зачет, защита проекта.