Математика — аннотация к рабочим программам 1-4класс УМК «Школа России»

Программы разработаны на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, программы по математике. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанова- М.: Просвещение.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (УМК):

  • 1 класс. М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанова Математика (в 2 частях). 1 класс. М.: «Просвещение»
  • 2 класс. М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанова Математика. (в 2 частях). 2 класс. М.: «Просвещение»
  • 3 класс. М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанова (в 2 частях). 3 класс. М.: «Просвещение»
  • 4 класс. М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанова Математика. (в 2 частях). 4 класс. М.: «Просвещение»

УЧЕБНЫЙ ПЛАН (количество часов):

  • 1 класс — 4 часа в неделю, 132 часа в год
  • 2 класс — 4 часа в неделю, 136 часов в год
  • 3 класс — 4 часа в неделю, 136 часов в год
  • 4 класс — 4 часа в неделю, 136 часов в год

ЦЕЛИ:

  • математическое развитие младшего школьника;
  • освоение начальных математических знаний;
  • развитие интереса к математике.

Достижение важнейшей цели начального курса математики формирование у учащихся математической грамотности связано главным образом с актуализацией языкового компонента содержания обучения, реализацией коммуникативной функции обучения и расширением диалоговых форм работы с учащимися на уроке.

ЗАДАЧИ:

  • развитие числовой грамотности учащихся путём постепенного перехода от непосредственного восприятия количества к «культурной арифметике», т. е. арифметике, опосредствованной символами и знаками;
  • формирование прочных вычислительных навыков через освоение рациональных способов действий и повышения интеллектуальной ёмкости арифметического материала;
  • ознакомление с начальными геометрическими фигурами и их свойствами (на основе широкого круга геометрических представлений и развития пространственного мышления);
  • развитие умения измерять и вычислять величины (длину, время и др.);
    освоение эвристических приёмов рассуждений, выбора стратегии решения, анализа ситуаций и сопоставления данных в процессе решения текстовых задач;
  • формирование умения переводить текст задач, выраженный в словесной форме, на язык математических понятий, символов, знаков и отношений;
  • развитие речевой культуры учащихся как важнейшего компонента гуманитарной культуры и средства развития личности;
  • математическое развитие младших школьников, которое включает способность наблюдать, сравнивать, отличать главное от второстепенного, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы; проявлять интерес к математике, размышлять над этимологией математических терминов;
  • формирование умения вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.);
  • расширение и уточнение представления об окружающем мире средствами учебного предмета, развитие умения применять математические знания в повседневной практике.

Программы обеспечивают достижение выпускниками начальной школы определённых личностных, метапредметных и предметных результатов.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения программы отражают готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретение первоначального опыта деятельности на их основе, в том числе по следующим направлениям воспитательной деятельности:

1.  Гражданское и патриотическое воспитание и формирование российской идентичности:

— осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям;

— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

2. Духовное и нравственное развитие детей на основе российских традиционных ценностей:

— положительное отношение к урокам математики, к обучению, к школе;

— рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими;

3. Физическое воспитание и формирование культуры здоровья:

— установка на здоровый образ жизни;

4. Популяризация научных знаний среди детей:

 — целостное восприятие окружающего мира;

-развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

5. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение:

— навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

— наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления.
  • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  • Формирование умения использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных   и практических задач.
  • Формирование умения использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Математика».
  • Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанного построения речевого высказывания в соответствии    с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной форме.
  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
  • Готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
  • Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
  • Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Умение использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, объяснения процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений.
  • Овладение основами логического, алгоритмического и эвристического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчёта, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов.
  • Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно- практических задач.
  • Умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями; решать текстовые задачи; действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры; работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями; представлять, анализировать и интерпретировать данные.
  • Приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.
  • Приобретение опыта самостоятельного управления процессом решения творческих математических   задач.
  • Овладение действием моделирования при решении текстовых задач.

СОДЕРЖАНИЕ:

1 класс

  • Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления — 8 ч.
  • Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация- 28 ч.
  • Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание- 28 ч.
  • Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание. (продолжение) – 28 ч.
  • Числа от 1 до 20. Нумерация – 12 ч.
  • Числа от 1 до 20. Сложение и вычитание. (продолжение) – 22 ч.
  • Итоговое повторение «Что узнали. Чему научились в 1 классе» — 6 ч.

2 класс

  • Числа от 1 до 100. Нумерация- 16 ч.
  • Сложение и вычитание – 20 ч.
  • Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание – 28 ч.
  • Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание – 22 ч.
  • Числа от 1 до 100. Умножение и деление – 18 ч.
  • Числа от 1 до 100. Умножение и деление. Табличное умножение и деление – 21 ч.
  • Итоговое повторение «Что узнали. Чему научились во 2 классе» — 11 ч.

3 класс

  •  Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание. (продолжение) – 8 ч.
  • Табличное умножение и деление. (продолжение) – 28 ч.
  • Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление.  (продолжение)- 28 ч.
  • Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление – 27 ч.
  • Числа от 1 до 1000. Нумерация – 13 ч.
  • Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание – 10 ч.
  • Умножение и деление – 12 ч.
  • Итоговое повторение «Что узнали. Чему научились в 3 классе» — 10 ч.
  • 4 класс
  • Числа от 1 до 1000. Повторение – 12 ч.
  • Числа, которые больше 1000. Нумерация – 10 ч.
  • Величины – 14 ч.
  • Сложение и вычитание – 11 ч.
  • Умножение и деление – 17 ч.
  • Числа, которые больше 1000 Умножение и деление (продолжение) – 40 ч.
  • Числа от 1 до 1000.  Умножение и деление (продолжение) – 22 ч.
  • Итоговое повторение «Что узнали. Чему научились в 4 классе» — 10ч.

ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

  • Объектом оценки предметных результатов служит способность обучающихся решать учебнопознавательные и учебнопрактические задачи. Необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень интерпретируется как исполнение обучающимся требований Стандарта и, соответственно, как безусловный учебный успех. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.
  • Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых с предметным содержанием. Совокупность контрольных работ должна демонстрировать нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий и результатов обучения.
  • Формы контроля:
  • Индивидуальный и фронтальный опрос
  • Индивидуальная работа по карточкам
  • Работа в паре, группе
  • Контрольные, проверочные, тестовые работы

Принципы работы с учащимися с ОВЗ:

1. Организация работы с учетом их особенностей.

2. Метод сопровождения.

3. Доступность изложения учебного материала.

4. Адаптация к школе и социальному окружению.

5. Контрольные мероприятия, направленные не на выявления конкретных знаний (даты, термины), а на выявление того, как ученик научился логически мыслить, обобщать, делать выводы, классифицировать, анализировать, применять знания на практике, корректируя их как в сторону усложнения заданий, так и в сторону их упрощения.

   Усвоение учебного материала по истории вызывает затруднения у учащихся с ЗПР в связи с такими их особенностями, как быстрая утомляемость, недостаточность абстрактного мышления, недоразвитие пространственных представлений, низкие общеучебные умения и навыки. Учет особенностей учащихся классов VII вида требует, чтобы при изучении нового материала обязательно происходило многократное его повторение; расширенное рассмотрение тем и вопросов, раскрывающих связь истории с жизнью; актуализация первичного жизненного опыта учащихся.

Адаптированная программа ставит следующие цели:

  • изучение исторического материала;
  • овладение знаниями и умениями;
  • коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика;
  • формирование личностных качеств гражданина;
  • подготовка подростка с ОВЗ к жизни,

   Адаптированная образовательная программа призвана решать ряд задач: образовательных, воспитательных, коррекционно – развивающих.

   Образовательные задачи: усвоить важнейшие факты истории; создать исторические представления, отражающие основные явления прошлого; усвоить доступные для учащихся исторические понятия, понимание некоторых закономерностей общественного развития; овладеть умением применять знания по истории в жизни;

выработать умения и навыки самостоятельной работы с историческим материалом.

   Воспитательные задачи: гражданско – патриотическое воспитание учащихся; воспитание уважительного отношения к народам разных национальностей; нравственно — эстетическое воспитание; трудовое воспитание; формирование мировоззрения учащихся.

Коррекционно – развивающие задачи: развитие и коррекция: внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы.

История как учебный предмет в классах для детей с ОВЗ имеет большое значение для всестороннего развития учащихся. Исторический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые события и явления, понимать причинно-следственные связь. Работа с историческими атласами и картами, способствует развитию абстрактного мышления. Систематическая словарная работа на уроках истории расширяет словарный запас детей, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.

Формы контроля: тестирование, самостоятельная работа, практическая работа, творческая работа, зачет, защита проекта.