Программы разработаны на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, программы Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ Л. Ф. Климанова,. В. Г. Горецкий.- М.: Просвещение. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1 – 4 классы: пособие для общеобразоват. организаций / Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина. – М.: Просвещение
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (УМК):
- 1 класс Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. Азбука. Учебник. 1 класс. В 2 ч.: Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, Изд-во «Просвещение»
- 1 класс. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А. Литературное чтение (в 2частях). 1 класс. М.: АО «Издательство «Просвещение»
- 2 класс. Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г. Литературное чтение (в 2 частях). 2 класс. М.: АО «Издательство «Просвещение»
- 3 класс. Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г. Литературное чтение (в 2 частях). 3 класс. М.: АО «Издательство «Просвещение»
- 4 класс. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение (2 частях). 4 класс. М.: АО «Издательство «Просвещение»
УЧЕБНЫЙ ПЛАН (количество часов):
- 1 класс — 4 часа в неделю, 132 часа в год
- 2 класс — 4 часа в неделю, 136 часов в год
- 3 класс — 4 часа в неделю, 136 часов в год
- 4 класс — 3 часа в неделю, 102 часов в год
ЦЕЛИ:
- развитие навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, а также коммуникативно — речевых умений при работе с текстами литературных произведений; формирование навыка чтения про себя; приобретение умения работать с разными видами информации;
- приобщение младших школьников к чтению художественной литературы и восприятию её как искусства слова; развитие эмоциональной отзывчивости;
- обогащение личного опыта учащихся духовными ценностями, которые определяют нравственно-эстетическое отношение человека к людям и окружающему миру;
- введение учащихся в мир детской литературы; формирование у начинающего читателя интереса к книге, истории её создания и потребности в систематическом чтении литературных произведений, навыков работы с книгой и текстом, читательской самостоятельности и познавательной активности при выборе книг; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами.
ЗАДАЧИ:
- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
- развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности.
Программы обеспечивают достижение выпускниками начальной школы определённых личностных, метапредметных и предметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
- Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.
- Формирование эстетических чувств.
- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
- Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций.
- Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
- Активное использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами (общение, культура, творчество; книга, автор, содержание; художественный текст и др.); осознание связи между предметами гуманитарно- эстетического цикла.
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
- Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.
- Формирование отношения к книге как важнейшей культурной ценности.
- Формирование отношения к художественным произведениям как искусству слова.
- Осознание духовно-нравственных ценностей великой русской литературы и литературы народов России.
- Осознание значимости систематического чтения для личностного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении.
- Понимание роли чтения; использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных видов текстов, участвовать в обсуждении, давать нравственную оценку поступков.
- Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.
- Умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
СОДЕРЖАНИЕ:
1 класс
- Развитие речи — 2 ч
- Слово и предложение — 11 ч
- Чтение. Графика. – 67 ч
- Систематический курс – 40 ч
- Резервное время – 38 ч
2 класс
- Самое великое чудо на свете — 5 ч
- Устное народное творчество — 14 ч
- Люблю природу русскую. Осень. — 8 ч
- Русские писатели — 14 ч
- О братьях наших меньших— 11 ч
- Из детских журналов — 7 ч
- Люблю природу русскую. Зима. — 8 ч
- Писатели детям — 17 ч
- Я и мои друзья — 10 ч
- Люблю природу русскую. Весна. — 8 ч
- И в шутку и в серьёз — 14 ч
- Литература зарубежных стран— 15 ч
3 класс
- Самое великое чудо на свете — 5 ч.
- Устное народное творчество — 14 ч.
- Поэтическая тетрадь 1 — 9 ч.
- Великие русские писатели — 22 ч.
- Поэтическая тетрадь 2 — 6 ч.
- Литературные сказки — 8 ч.
- Были- небылицы — 10 ч.
- Поэтическая тетрадь 3 — 6 ч.
- Люби живое — 15 ч.
- Поэтическая тетрадь 4 — 8 ч.
- Собирай по ягодке- наберёшь кузовок — 13 ч.
- По страницам детских журналов — 8 ч.
- Литература зарубежных стран — 11 ч.
4 класс
- Введение — 1 ч.
- Летописи, былины, сказания, жития — 8 ч.
- Чудесный мир классики— 17 ч.
- Поэтическая тетрадь 1 — 6 ч.
- Литературные сказки — 12 ч.
- Делу время- потехе час — 6 ч.
- Страна детства — 6 ч.
- Поэтическая тетрадь 2 — 3 ч.
- Природа и мы — 10 ч.
- Поэтическая тетрадь 3 — 5 ч.
- Родина — 5 ч.
- Страна Фантазия — 6 ч.
- Зарубежная литература— 15 ч.
ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
- Виды контроля освоения учащимися содержания:
— текущий контроль: наблюдение, устный опрос, беседа;
— промежуточный контроль: работа с текстом, тестирование;
— итоговый контроль: проверка техники чтения. - Текущий контроль за достижениями обучающихся по литературному чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального и фронтального опроса: пересказ текста, чтения содержания произведения, выразительное чтение наизусть.
- Возможны письменные работы – небольшие по объёму, а так же самостоятельные работы с книгой, иллюстрацией, оглавлением.
- Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
- Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
- Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами.
- Формы контроля: беседа; устный опрос; ответы на вопросы; составление рассказа, составление плана произведения, пересказ текста по плану, картинке; написание отзыва о прочитанном произведении по составленному плану; выразительное чтение по ролям; заучивание наизусть; самостоятельное чтение; работа над сочинением (устное и письменное); работа над описанием произведения живописи, написание теста, контрольной работы.
- Принципы работы с учащимися с ОВЗ:
- 1. Организация работы с учетом их особенностей.
- 2. Метод сопровождения.
- 3. Доступность изложения учебного материала.
- 4. Адаптация к школе и социальному окружению.
- 5. Контрольные мероприятия, направленные не на выявления конкретных знаний (даты, термины), а на выявление того, как ученик научился логически мыслить, обобщать, делать выводы, классифицировать, анализировать, применять знания на практике, корректируя их как в сторону усложнения заданий, так и в сторону их упрощения.
- Усвоение учебного материала по истории вызывает затруднения у учащихся с ЗПР в связи с такими их особенностями, как быстрая утомляемость, недостаточность абстрактного мышления, недоразвитие пространственных представлений, низкие общеучебные умения и навыки. Учет особенностей учащихся классов VII вида требует, чтобы при изучении нового материала обязательно происходило многократное его повторение; расширенное рассмотрение тем и вопросов, раскрывающих связь истории с жизнью; актуализация первичного жизненного опыта учащихся.
- Адаптированная программа ставит следующие цели:
- изучение исторического материала;
- овладение знаниями и умениями;
- коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика;
- формирование личностных качеств гражданина;
- подготовка подростка с ОВЗ к жизни,
- Адаптированная образовательная программа призвана решать ряд задач: образовательных, воспитательных, коррекционно – развивающих.
- Образовательные задачи: усвоить важнейшие факты истории; создать исторические представления, отражающие основные явления прошлого; усвоить доступные для учащихся исторические понятия, понимание некоторых закономерностей общественного развития; овладеть умением применять знания .
- выработать умения и навыки самостоятельной работы с историческим материалом.
- Воспитательные задачи: гражданско – патриотическое воспитание учащихся; воспитание уважительного отношения к народам разных национальностей; нравственно — эстетическое воспитание; трудовое воспитание; формирование мировоззрения учащихся.
- Коррекционно – развивающие задачи: развитие и коррекция: внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы.
- История как учебный предмет в классах для детей с ОВЗ имеет большое значение для всестороннего развития учащихся. Исторический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые события и явления, понимать причинно-следственные связь. Работа с историческими атласами и картами, способствует развитию абстрактного мышления. Систематическая словарная работа на уроках истории расширяет словарный запас детей, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.
- Формы контроля: тестирование, самостоятельная работа, практическая работа, творческая работа, зачет, защита проекта.